Metnn.ru

Строй портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акции производителей цемента — интересный сектор во втором эшелоне

Акции производителей цемента — интересный сектор во втором эшелоне

Сейчас самое время пополнить свой портфель акциями российских производителей цемента. Об этом сообщают аналитики ИФК «Метрополь» в своем обзоре.

«Нашими фаворитами в секторе являются компании Сибирский цемент («Сибцем») и Steppe Cement. На наш взгляд, данные компании, скорее всего, смогут увеличить прибыль за счет запланированного увеличения мощностей по производству цемента. Более того, мы полагаем, что «Сибцем» также сможет извлечь выгоду из повышения прозрачности и стандартов корпоративного управления. Наша справедливая стоимость обыкновенных акций «Сибцема» составляет $30,1 за акцию, что указывает на потенциал роста в размере 72%. Наша справедливая стоимость обыкновенных акций Steppe Cement составляет 112 пенсов за акцию, что указывает на потенциал роста в размере 111%.

Мы также рекомендуем покупать акции компаний «Искитимцемент» и «Горнозаводскцемент». Справедливая стоимость акций «Искитимцемента» составляет $1 300, что свидетельствует о потенциале роста в размере 31%, «Горнозаводскцемента» — $234 за акцию, потенциал роста — 80%. Мы полагаем, что обе компании смогут извлечь выгоду из восстановления цементного рынка как за счет роста объемов производства, так и за счет повышения цен. Долгосрочный прогноз отрасли цементной промышленности обнадеживающий.

Уровень потребления цемента на душу населения в России значительно ниже, чем в странах Восточной Европы, т.е. регионах, наиболее схожих с российскими. Россию значительно отстает от Восточной Европы по показателям жилищного фонда и гражданского строительства, и для достижения такого же уровня потребуется значительно увеличить мощности по производству цемента. Кроме того, Правительство РФ продолжает уделять особое внимание инфраструктурным проектам, что также должно поспособствовать росту объемов производства цемента. При строительстве жилых и гражданских объектов заменителей цемента не существует.

Мы ожидаем, что в краткосрочной перспективе цементные компании извлекут выгоду из восстановления ситуации в строительном секторе. В частности, восстановление объемов строительства жилой недвижимости, начавшееся во II квартале 2010 года и затронувшее городские районы, может привести к росту спроса на цемент. Ожидаемое во II полугодии постепенное восстановление сектора строительства общественных объектов может оказать положительное влияние на уровень спроса на цемент. Растущий объем потребления цемента приведет к увеличению загрузки производственных мощностей цементных компаний, что, в свою очередь, приведет к повышению рентабельности.

Различные факторы, такие как рост спроса, олигополистичная структура отрасли, ограниченный импорт и недостаточные производственные мощности, позволят производителям цемента диктовать свои цены на рынке и устанавливать свою ценовую политику для потребителей. Учитывая сложившиеся рыночные условия, мы ожидаем, что среднегодовая цена на цемент в 2010 году составит 2 221 рублья за тонну, а к 2015 году данный показатель будет расти среднегодовым темпом, равным 7%, и достигнет 3 115 рублей за тонну. Несмотря на то, что расходы на топливо находятся в диапазоне от 40 до 45% от совокупного объема расходов, и, ожидается, что цены на топливо будут расти, мы считаем, что рост цены на цемент превысит темп роста цен на топливо. В связи с этим, мы ожидаем улучшения показателей рентабельности.

Для того чтобы удовлетворять растущий спрос на цемент, заводам будет необходимо вводить в эксплуатацию новые мощности. Новые мощности, в большинстве случаев использующие более энергоэффективный сухой метод производства цемента, повысят стоимость компаний для акционеров, так как благодаря запуску новых мощностей будет сокращаться объем используемого топлива, а рентабельность будет расти.

В отрасли будет наблюдаться активность по сделкам M&A, учитывая прогнозируемый уверенный рост сектора, а рост сделок M&A приведет к увеличению уровня консолидации отрасли. Как независимые производители цемента, так и цементные холдинги могут стать мишенями для приобретения. Миноритарные акционеры могут извлечь выгоду из увеличения активности по сделкам M&A благодаря росту стоимости компаний по отрасли в целом, а также благодаря офертам по выкупу акций, которые могут сопутствовать изменениям структуры владельцев.

Расходы на топливо и электроэнергию составляют более 40% в структуре производственных расходов цементных компаний, следовательно, рост цен на топливо и электроэнергию может оказать негативное влияние на рентабельность. Либерализация внутренних цен на газ и рост тарифов на электроэнергию, которые, в соответствии с нашими прогнозами, в период 2010-2015 гг. могут расти среднегодовыми темпами в 6,2% и 12,7% соответственно, могут оказать негативное влияние на операционную рентабельность в случае, если темп восстановление уровня спроса на цемент окажется ниже ожидаемого. Однако учитывая олигополистичную структуру отрасли, мы считаем, что производителям удастся переложить растущие расходы на электроэнергию на потребителей и удержать рентабельность на необходимом уровне.

Российские цементные компании характеризуются низким уровнем прозрачности. Несмотря на то, что в течение последних лет ситуация несколько улучшилась, во многих случаях получение информации по прогнозируемым объемам производства или планам по расширению мощностей представляет собой сложную задачу. Тем не менее, мы считаем, что в долгосрочной перспективе компании увеличат прозрачность, так как более высокий уровень доступности информации способствует налаживанию деловых отношений с потребителями, упрощает процесс кредитования и открывает доступ к рынкам капитала».

Читайте так же:
Раствор готовый кладочный цементный марки 100 марка морозостойкости

Компании

В России «ХайдельбергЦемент» является поставщиком строительных материалов для российской строительной индустрии, сосредоточившись на производстве различных марок высококачественного цемента, щебня и минерального порошка. Компания оперирует тремя цементными заводами в России суммарной мощностью 4,6 млн тонн: цементный завод «ЦЕСЛА» в Ленинградской области, цементный завод в г. Стерлитамаке, Республика Башкортостан, и новый цементный завод, запущенный в 2011 г. в пос. Новогуровском Тульской области. «ХайдельбергЦемент» в России также владеет цементными терминалами в Калининграде, Мурманске и производством нерудных строительных материалов в пос. Новогуровском.

ООО «ХайдельбергЦемент Рус»

OOO «ХайдельбергЦемент Рус» — управляющее предприятие, осуществляющее бизнес в России от лица группы компаний HeidelbergCement, было основано в августе 2006 года. Помимо функции менеджмента предприятие осуществляет ведение финансовых и бухгалтерских операций, решение юридических вопросов, администрирование и операции, связанные с инжиринговыми услугами и продажей продукции…(читать далее)

Производство цемента
Филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в пос. Новогуровском

В 2011 г. состоялась торжественная церемония открытия нового завода “Тулацемент” в поселке Новогуровском Тульской области, в 150 км к югу от Москвы. Производственная мощность завода составляет 2 млн тонн цемента в год, инвестиции в строительство — около 420 млн долларов…(читать далее)

Филиал ООО «ХайдельбергЦемент Рус» в г. Стерлитамаке

С 2010 года цементный завод “Строительные материалы” входит в состав группы компаний HeidelbergCement, являясь одним из крупнейших цементных производств Уральского региона и единственным производителем цемента в Республике Башкортостан…(читать далее)

ОАО «Сланцевский цементный завод «ЦЕСЛА»

ОАО “ЦЕСЛА” основано в начале 1960-х гг. в городе Сланцы Ленинградской области, в 170 км. от Санкт-Петербурга. С 2001 года завод “ЦЕСЛА” с производительностью около 800 тыс. тонн цемента в год входит в состав Группы ХайдельбергЦемент в России…(читать далее)

Импорт цемента с заводов HeidelbergCement
ООО «КалининградЦемент»

4 сентября 2008 г. на территории Калининградского морского торгового порта был введен в эксплуатацию новый цементный терминал для приема, хранения и транспортировки около 200 000 тонн цемента в год который импортируется с заводов Группы в Швеции и хранится в силосах объемом 8 000 тонн…(читать далее)

ООО «Норцем Кола»

OOO «Норцем Кола» — терминал в г. Мурманске для приема, хранения и транспортировки около 150 тыс. тонн цемента в год. Терминал начал свою работу в 2007 году. Цемент импортируется в биг-бегах морским транспортом с заводов группы в Норвегии…(читать далее)

Производство щебня
ОАО «Гурово-Бетон»

ОАО «Гурово-Бетон» основано в 1949 году в пос. Новогуровском Тульской области, в 150 км к югу от Москвы. Предприятие расположено по соседству с новым цементным заводом «ХайдельбергЦемента» и является для него основным поставщиком сырья…(читать далее)

Производство минерального порошка
ОАО «Гурово-Бетон»

ОАО «Гурово-Бетон» основано в 1949 году в пос. Новогуровском Тульской области, в 150 км к югу от Москвы. Предприятие расположено по соседству с новым цементным заводом «ХайдельбергЦемента» и является для него основным поставщиком сырья…(читать далее)

ОАО «Сланцевский цементный завод «ЦЕСЛА»

ОАО “ЦЕСЛА” основано в начале 1960-х гг. в городе Сланцы Ленинградской области, в 170 км. от Санкт-Петербурга. С 2001 года завод “ЦЕСЛА” с производительностью около 800 тыс. тонн цемента в год входит в состав Группы ХайдельбергЦемент в России…(читать далее)

Цементная отрасль в России: что с ней сегодня происходит?

– Рост производства и потребления составил 7%. При этом мы видим разную динамику в федеральных округах. Практически все растут, за исключением Приволжского федерального округа, где потребление и производство сократились.

– Я думаю, это связано с завершением больших проектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. Тогда существенные инвестиции со стороны государства были сделаны в городскую инфраструктуру, строительство стадионов (в ПФО их появилось больше, чем в других регионах) и коммерческую недвижимость.

– Мы видим рост. Он связан с тем, что закон вводится постепенно и у девелоперов есть возможность достраивать объекты еще по старому способу финансирования. В Москве основные застройщики переходят на новые схемы довольно безболезненно, так как у них есть договоренности с крупными банками. Для небольших девелоперов проектное финансирование может стать критичным для продолжения бизнеса, и после консолидации отрасли останутся жизнеспособные застройщики, особенно в регионах ПФО.

– Безусловно, юридические лица, в первую очередь, в жилищном строительстве. Доля же физических лиц очень маленькая. Россия с точки зрения потребления относится к развитым странам. У нас распространено индустриальное домостроение, поэтому доля частника небольшая. При этом сектор коттеджных поселков развивается, но даже их строят профессиональные строительные компании.

Екатерина Молодцова:» style=»color:#555555″ target=»_blank»> Екатерина Молодцова: «Всего в стране насчитывается свыше 50 заводов. С точки зрения мощностей, примерно половина из них – устаревшие мощности, построенные в советское время по старому мокрому способу производства».

Читайте так же:
Подсчет цемента для фундамента

– Основной мировой тренд сегодня – урбанизация, люди массово переезжают в города. Для России этот тренд также актуален, развитие высотного жилищного строительства и инфраструктуры мы наглядно видим по темпам роста Москвы. Потребление бетона, безусловно, увеличивается: он является вторым по объёму потребления веществом в мире после воды. Пока в мире нет альтернативного материла, который бы соответствовал требованиям современного строительства: скорости, экологичности и доступности.

– Всего в стране насчитывается свыше 50 заводов. С точки зрения мощностей, примерно половина из них – устаревшие мощности, построенные в советское время по старому мокрому способу производства. Некоторые из них проходят сегодня определенную модернизацию.

Екатерина Молодцова» style=»color:#555555″ target=»_blank»> Екатерина Молодцова: «Если говорить про экологические аспекты производства цемента, то стоит отметить, что сегодня наша индустрия способна внести свой вклад в решение одной из самых острых социальных и экологических проблем обращения с отходами».

У нашей компании одни из самых современных цементных заводов в России, работающих по сухому или полусухому способу производства. Группа LafargeHolcim инвестировала 250 млн. евро в установку новой технологической линии на заводе по производству цемента в городе Вольск (Саратовская область). Инвестиции в Вольский цементный завод позволили сократить уровень выбросов на 30%, а благодаря современному высокоэффективному пылеулавливающему оборудованию достигнут минимальный объем выбросов пыли. Проект входит в число крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых Группой LafargeHolcim в мире.

Если говорить про экологические аспекты производства цемента, то стоит отметить, что сегодня наша индустрия способна внести свой вклад в решение одной из самых острых социальных и экологических проблем обращения с отходами.

– Речь идет о технологии утилизации отходов при производстве цемента на цементных заводах. При этом мусор выступает как альтернативное топливо для производства полупродукта цемента — клинкера. На предприятиях LafargeHolcim в среднем по миру процент замещения ископаемого топлива альтернативным составляет 58%, в принципе современные цементные заводы могут замещать до 100%. В России с 2015 года мы утилизируем остатки сортировки ТКО на заводе в п. Ферзиково Калужской области, на Щуровском заводе в Коломне утилизируем отработанные шины.

Екатерина Молодцова» style=»color:#555555″ target=»_blank»> Екатерина Молодцова: «Глобально Группа LafargeHolcim ставит для себя цель на 40% сократить выбросы CO2 в 2020 году (по сравнению с 1990 годом). В России мы уже сократили выбросы углерода на 26%».

Суть процесса в том, что температура в печи для производства цемента доходит до 2000° C, органика разрушается полностью, а минеральная фракция становится частью клинкера, из которого потом делают цемент. На выходе, таким образом, не остается ничего. На мусоросжигательном заводе температура сжигания мусора составляет менее тысячи градусов. Не все виды отходов можно уничтожить и остается не менее 20% золы, которую надо потом утилизировать. На цементном заводе – нет. Работа печей обеспечивает безопасные условия сгорания, более чем достаточные для разрушения даже стойких органических соединений.

Если же говорить о воздействии на окружающую среду, то, во-первых, применение альтернативного топлива позволяет сохранить существенные объёмы ископаемых ресурсов (газ, уголь), во-вторых, отходы, содержащие биомассу, считаются нейтральными по выбросам CO2, поэтому применение альтернативного топлива – один из основных способов снижения выбросов CO2 в производстве цемента. В России и Европе такой способ утилизации признан наилучшей доступной технологией.

– В Европе эта тема уже давно в повестке дня. Как у международной компании у нас есть некоторое преимущество в этом вопросе: мы знакомы с опытом наших европейских коллег, которые покупают достаточно дорогие квоты на выбросы. Преимущество получают заводы с сухим способом производства, менее энергоемким. Глобально Группа LafargeHolcim ставит для себя цель на 40% сократить выбросы CO2 в 2020 году (по сравнению с 1990 годом). В России мы уже сократили выбросы углерода на 26%.

– Она небольшая. Основной импорт идет из Белоруссии в Центральный федеральный округ и Санкт-Петербург. Есть турецкий цемент, но это в основном специализированные марки. Всего же Россия ввозит из-за рубежа 1436 тысяч тонн или 2%.

– Мы сделали только первый шаг. Пока введена только сертификация цемента как основного элемента сырья для производства бетона. Для улучшения качества применяемых строительных материалов целесообразно ввести обязательную сертификацию для всех конечных продуктов на основе цемента: готовых бетонных смесей, сухих строительных смесей, бетонных и железобетонных изделий. Мы организуем свой бизнес по самым высоким стандартам и заинтересованы в том, чтобы гарантия качества строительных материалов была общей и унифицированной.

Действующую систему сертификации цемента мы считаем абсолютно работоспособной и доказавшей свою эффективность с момента введения обязательной сертификации цемента. Она позволяет обеспечить контроль качества выпускаемого цемента для всех участников рынка вне зависимости от объемов производства и географического положения компаний.

– Не вся. Мы работаем в этом направлении с российскими компаниями и, в принципе, находим российские аналоги. Например, интенсификатор помола, который мы используем для увеличения производительности мельниц и улучшения качества продукта. Это фактически научно-исследовательская работа, которую мы ведем на каждом своем цементном заводе. Наша главная задача – повысить эффективность производства и при этом обеспечить качество конечного продукта. Так как для нас конечным продуктом является бетон, каждый новый продукт мы тестируем в своей бетонной лаборатории.

Читайте так же:
Качества цемента необходимо для строительства

– Есть разные клиенты. Я могу сказать только про наших. Это, безусловно, компании с надежной репутацией, нацеленные на долгосрочное развитие бизнеса. Они находят некий баланс между ценой, стабильным качеством и, что немаловажно, стабильностью поставок, которые напрямую связаны с логистикой и производством. Мы можем гарантировать все эти составляющие.

– Да. Сейчас мы рассматриваем наше решение в области высокопрочных бетонов для дорожного покрытия и для ремонта мостов. В России остро стоит вопрос с ремонтом огромного количества старых мостов, построенных ещё в советское время. Есть два варианта: либо мы их демонтируем и строим заново, либо мы находим способ усилить конструкции и отремонтировать их. Во всем мире с 1998 года мы активно применяем сверхвысокопрочный бетон Ductal. Согласно международной классификации, его класс начинается с прочности на сжатие от 135 МПа и достигает 250 МПа. Ежегодно с его применением реализуется более 800 объектов по всему миру.

Минимальный срок внедрения материала такого класса в нашу строительную отрасль может составить 5-7 лет, а стоимость – не менее 30-40 млн рублей, не считая понесенных затрат на производственное оборудование. Всё это ложится на плечи производителя. Сегодня мы предлагаем инновацию, но учитывая срок её внедрения в России, она уже перестанет быть таковой. На сегодняшний день существует разрыв между российской нормативной базой и применяемыми во всем мире современными строительными материалами. Из-за отсутствия стандартов проектировщики не могут использовать в проектах высокопрочные бетоны с прочностью на сжатие свыше 100, которые востребованы как в многоэтажном строительстве, так и в инфраструктурном. В США, например, проблему с аварийными мостами решили именно с применением нашего материала.

– Более того, я могу сказать, мировой опыт и опыт LafargeHolcim дает положительный ответ. Вопрос даже не в оборудовании, а в качестве работы. Мобильные РБУ с точки зрения дорожного строительства обеспечивают качество продукта. Параметры бетонной смеси зависят от целевых материалов и того, как подобран состав бетона, выдерживается технология его производства. Дальше это вопросы транспортировки и укладки, поэтому нам проект в Казани очень интересен именно с точки зрения потребления цемента. В случае реализации этого проекта мы готовы установить РБУ. Я думаю, что и китайские строители готовы, они в этом вопросе очень оперативны и эффективны. Мы с ними сотрудничаем в одном из приоритетных для нас сегментов по строительству московского метро.

– На цементную промышленность никак не влияют. Экономические санкции – это некая данность, в которой мы живем уже несколько лет. Экономика и все игроки рынка уже приспособились к этому. Я бы скорее сказала, что санкции влияют на экономику в целом, в первую очередь с точки зрения доступности кредитов. Когда их становится меньше, люди меньше инвестируют, и поэтому меньше развивается экономика, в том числе строительство. А уже по цепочке мы приходим в зону потребления цемента.

– Да, не производим, но на ввозимое оборудование санкции не распространяются.

– Мы ведём большую работу в этом направлении. В феврале прошлого года Дмитрий Медведев поручил Минтрансу России представить в правительство предложения по увеличению объемов строительства цементобетонных дорог с учетом оценки их экономической эффективности. Минтранс в своих предложениях в целом признал экономическую целесообразность таких дорог в рамках жизненного цикла. Вместе с тем было отмечено, что для увеличения объёмов цементобетонных дорог нужны изменения в Градостроительном кодексе, позволяющие учитывать оценку экономической эффективности проектных решений в течении всего срока службы автомобильной дороги.

Намечен один крупный частный (Казахстан-Европа, «Меридиан») и несколько ГЧП проектов с обязательным сравнением вариантов асфальтобетонных и цементобетонных покрытий. LafargeHolcim на сегодняшний день участвует в проектировании 50 км дорог в Калужской области, 20 км из которых будет строиться с цементобетонным покрытием.

– Технологии укрепления грунта минеральным вяжущими приняты Федеральным агентством Росавтодор в качестве обязательных при проектировании новых объектов. Это позволит расширить потенциальный рынок вяжущих.

– Да. Так же как в Белоруссии.

– Прежде всего от политической воли. Как только в Белоруссии было принято решение строить цементные дороги, то очень быстро были адаптированы европейские стандарты строительства дорог.

– Справится. Я уже упоминала, что существующие мощности превышают спрос и, например, в Приволжском федеральном округе цементные заводы не загружены полностью. И с точки зрения производства бетона я не вижу тут больших трудностей. Производители строительных материалов с этой задачей справятся.

Читайте так же:
Расход цемента для стяжек

– Мы ставим перед собой цели по стабильному повышению качества продукта, что в свою очередь, поможет нашим клиентам обеспечивать высокое качество своей продукции: бетона, газобетона, ЖБИ изделий, сухих строительный смесей. Также мы видим потребность в высокомарочных цементах для инфраструктурного строительства, поэтому запускаем на заводе в Калужской области новый высокомарочный цемент. LafargeHolcim создает линейку сухих строительных смесей под брендом Holcim, так как наша цель стать лидером не только в цементном производстве, но и в производстве строительных материалов. В прошлом году мы запустили в сегменте сухих строительных смесей три продукта, в 2020 планируем расширить линейку до пяти. Последнее направление касается сверхвысокопрочного фибробетона Ductal: планируем испытать две новые технологии совместно с нашими партнерами. Если наши пилотные проекты на небольших объектах окажутся удачными, то мы готовы будем расширять выпуск.

Первый цементный завод в Амвросиевке носил название «Донецкий»

8 августа 2020 13:46

У многих жителей Республики Амвросиевка ассоциируется с основной таможней на границе с Россией и карьером необыкновенной красоты. Однако не все знают, что у этого города и всего района – богатая история и невероятно красивая природа.

Приехать в гости «Комсомолку» пригласила городская администрация. Въезжая в город обращаем внимание на оживленность центральной улицы. Жители торопятся по своим делам: одни спешат на работу, другие с покупками идут домой. Работает множество магазинов и ларьков. В мясном очередь выстроилась аж на улице. В местном кафе празднуют день рождения.

На учебу приезжали со всего мира

Нас встречает заместитель главы администрации города Амвросиевка Сергей Прищенко.

– Несмотря на все трудности и пандемию коронавируса, мы каждый день пытаемся решать жизненно важные вопросы и делать наш город лучше и лучше, – говорит Сергей Анатольевич.

В самом центре города находится Амвросиевский техникум. Здание еще тех времен. Внутри обращаем внимание на плакат, на котором написана дата основания учебного учреждения. В этом году ему исполнилось 75 лет.

Директор Юрий Цуцман всю жизнь проработал в техникуме.

– Раньше к нам приезжали учиться со всего мира, – говорит Юрий Дмитриевич. – Помню студентов из Кубы. Они приезжали целыми группами.

Тогда все места в техникуме были заняты. Сегодня учебное заведение испытывает сложное время. Аудитории полупустые. В самом начале войны многие уехали из города из-за боевых действий.

– Но мы все равно стараемся открывать новые направления. Расширяем свою направленность. Это может способствовать притоку абитуриентов.

Земли Амвросию передала Екатерина II

Для того, чтобы узнать историю возникновения Амвросиевки – отправляемся в районный краеведческий музей.

Заведующая Виктория Рослякова рассказывает, что образование района началось с того, как в 1777 году Екатерина II передала во владение Донскому старшине Амвросию Луковкину прилегающие земли «при речке Крынка, выше Шишовых гор».

– Исходя из исторических документов, на месте нынешнего села Благодатное, Амвросий основал хутор. Здесь селились беглые крестьяне, которых приписывали на его имя, – рассказывает Виктория Владимировна. – Население хутора быстро увеличивалось. Уже через десять лет после своего основания, оно получило статус слободы.

Изначально слобода называлась Луковкино–Крынская. Имя Амвросиевка она стала носить только с 1859 года.

– Население слободы в основном занималось земледелием – выращивало пшеницу, рожь, овес и ячмень, – говорит заведующая музеем. – Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Жили крестьяне в избах, построенных из камня, глины, саманного кирпича, крытых соломой или камышом. Носили домотканую одежду.

В середине XIX столетия из–за необходимости соединения донецкого каменного угля с железной рудой Кривого Рога предприниматель Самуил Поляков развернул строительство «Курско – Харьковско – Азовской» железной дороги.

– В 1869 году в степи положили начало строительства пристанционного поселка – в будущем наш город. Станция получила название от близлежащей слободы – «Амвросиевка». А слобода Амвросиевка – стала называться селом Благодатное.

Именно появление железной дороги стало благоприятным фактором для начала зарождения промышленности. В начале XX столетия Амвросиевка была неблагоустроенной. Первая больница при заводе и начальная школа открылись только в 1914 году.

Нелегко району пришлось и в годы революции. А в мае 1918 года Амвросиевку захватили австро–германские войска.

– Оккупанты бесчинствовали. Жители слободы боролись против захватчиков в партизанском отряде, созданном летом 1918 года при помощи таганрогских большевиков, – говорит Виктория Рослякова. – После вынужденного ухода австро–угорских оккупантов в ноябре 1918 года из слободы Амвросиевку захватили красновцы. В начале декабря в неё вошли части «Добровольческой армии» Деникина. Они грабили крестьян. За неповиновение жестоко избивали шомполами.

После окончания гражданской войны развернулось хозяйственное строительство. Открылась общественная столовая, были созданы кружки по ликвидации неграмотности. Начались работы по восстановлению заводов.

– В 1923 году посёлок Амвросиевка стал центром района. А в 1938 году он был отнесён к категории городов районного подчинения. В нём выросли двух и трех этажные дома, были заложены скверы, проведены водопровод, радиофикация, открыты две больницы, аптека. Была полностью ликвидирована неграмотность.

Читайте так же:
Скорость твердения цементного клинкера

Искать мергель приказал Петр I

Еще в 1719 оду по всем губерниям России был разослан указ Петра I и образец хрупкого мягкого камня, в которых приказывалось искать мергель.

– И вот, рядом с пыльным шляхом, по которому перегоняли табуны скота и тянулись чумацкие обозы, на берегах тогда еще полноводной реки Крынки, в середине XIX века и были обнаружены богатые залежи серо–белого камня – исходного сырья цементного производства. Впервые сведения о здешнем месторождении мергеля были опубликованы в «Горном журнале» в 1836 году.

Амвросиевское месторождение мергеля занимает второе место в мире после Новороссийского.

– Причем по своим физико–химическим качествам подобных мергелей нет больше нигде в мире, – говорит Виктория Владимировна. – Как же было не воспользоваться таким уникальным и щедрым даром.

В 1896 году в городе был основан первый цементный завод – тогда он получил название «Донецкий». Построил его предприниматель Александр Ковалев.

Спустя год был запущен еще один завод «Союз». Он принадлежал французу Ренэ Мишо.

– Не исключено, что он был родственником своему соотечественнику – изобретателю Мишо, который придумал слово «велосипед» и создал в 1845 году тормоз для этого нового по тому времени транспортного средства, – сказала Виктория Владимировна.

Рабочий класс Амвросиевски состоял из беглых крестьян из Курской, Смоленской, Тульской, Воронежской губерний.

– Тяжелый ручной труд и мускульная сила людей были основой всех производственных процессов. Рабочий день длился 12 часов. Дневная норма, например, ломщика 1 200 пудов камня, это около 20 тонн. А его заработная плата составляла – 1 рубль 20 копеек. На цементных заводах широко использовался детский и женский труд, который оплачивали в два раза меньше, чем мужской.

В 1920 году все заводы Амвросиевки были национализированы. Они вошли в подчинение Центрального правления цементной промышленности.

– На них возлагались большие задачи по снабжению советской России цементом, – рассказывает Виктория Владимировна. – С использованием нашего цемента строилось много важных объектов. Например – Днепрогэс и московское метро.

Не подчинились немецким захватчикам

С началом Великой Отечественной войны большинство рабочих ушло на фронт. Когда немцы оккупировали Амвросиевку, все цементные заводы были объявлены филиалом фирмы «Герман Геринг».

– На первом заводе немцы пытались создать мастерские по ремонту танков. Но амвросиевцы сделали все, чтобы захваченные врагом предприятия не работали. До самого освобождения не задымилась ни одна заводская труба. За это была заплачена высокая цена: фашисты по–зверски замучили в гестаповских застенках 211 человек, 350 угнали на каторгу, расстреляли десять ни в чем не повинных детей.

Сами заводы немцы превратили в развалины. Все оборудование было уничтожено взрывами.

– А стране нужен был цемент. Люди с невиданным энтузиазмом возводили разрушенные здания и сооружения своих заводов, восстанавливали технологические линии. День за днем кипела работа по восстановлению разрушенных цехов. И в январе–феврале 1944 года заводы выдали первые тонны цемента. В 1949 году Амвросиевку – город цементников узнала вся страна. Наш цементный завод получил Орден Ленина.

Растет доледниковый эремурус

В Амвросиевке уникальная природа. Здесь и лес, и луга, и скалы, и водоемы. Сюда приезжают для фотосессий и отдыха.

Значительная часть ландшафтного парка «Донецкий кряж» располагается именно в амвросиевской районе. Здесь цветет редчайшее растение – эремурус, которое появилось еще в доледниковый период.

– По наблюдению специалистов кафедры зоологии Донецкого национального университета, на территории Ландшафтного Парка «Донецкий Кряж» – зарегистрировано 504 вида представителей фауны, – рассказывает Виктория Рослякова. – В наших лесах можно изредка встретить лося, грациозных косуль, небольшие стада кабанов. Иногда встречаются и волки.

Амвросий Гаврилович Луковкин – генерал–майор, служил в Войске Донском, занимал должность непременного судьи. Прославился еще во время Семилетней войны, командуя полком своего имени. В июне 1859 года, его полк за 8 дней прошёл опустошительным набегом через всю Силезию (это область на западе Польши), победив знаменитых прусских «чёрных гусар».

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector