Metnn.ru

Строй портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Примеры частиц, веществ и тел (Окружающий мир, 3 класс)

Примеры частиц, веществ и тел (Окружающий мир, 3 класс)

Человек живет в мире вещей и живых существ. В быту он пользуется мебелью и посудой. Рядом с ним обитают дикие и домашние животные. Разнообразие предметов и форм можно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. На Окружающем мире в 3 классе дети изучают их характеристику. Существуют признаки, по которым можно отличать эти понятия.

  1. Подразделение предметов на группы
  2. Отличительные свойства
  3. Возникновение искусственных тел
  4. Газообразные, твердые и жидкие вещества
  5. Соль, сода и сахар

Подразделение предметов на группы

Вокруг людей находятся вещи, они их видят и могут потрогать. Дверь, стол, тарелка — это тела. Животные и человек — живые организмы, которые также имеют тело. Луна, Солнце, звезды, кометы — это тоже тела. Они обладают гигантским размером и находятся на значительном удалении от нас. Прикоснуться к ним нельзя.

Любое тело имеет какую-либо форму и ограниченный объем. Его можно отличить по внешнему облику. Капля является телом, а вода — вещество, из которого она состоит. Сковорода — это тело, оно состоит из чугуна.

Отличительные свойства

Предметы имеют размер, вес и плотность. Снежинка, песчинка, капля воды — это тела, только небольшого размера, состоящие из веществ. Они тоже имеют определенные свойства, но не всегда их можно потрогать и даже увидеть. Вода — жидкое вещество, состоящее из невидимых элементов, к которым относятся водород и кислород.

Предметы могут быть естественного происхождения и искусственного. Дерево, цветок, камень — естественные создания, имеющие особую форму и размер. Они появились в природных условиях.

Возникновение искусственных тел

Дом, карандаш, кровать — вещи, изготовленные человеком. Используя специальные инструменты и технологии, можно создавать разнообразные формы. На мебельных фабриках изготавливают предметы обихода для квартир: прихожие, спальни, гостиные гарнитуры.

Керамические заводы делают посуду и изделия для комфорта: вазы, статуэтки, кашпо. На предприятиях железобетонных изделий выпускают конструкции для строительства жилых домов. Все вещи, изготовленные человеком, являются искусственно созданными телами.

Итак, телом называют предмет, созданный природой или сделанный человеком. Примеры твердых тел: стол, дерево, камень, стакан.

Предметы окружающей среды — моря, камни, леса — созданы естественным путем. Природные можно разделить на живые (рыбы, насекомые, растения) и неживые (горы, солнце, земля).

Газообразные, твердые и жидкие вещества

Тела состоят из веществ, которые бывают газообразными, твердыми и жидкими (кислород, углерод, натрий). Вещества не имеют ограниченного объема, но обладают характерной массой и структурой. В качестве примеров можно назвать:

  • медь;
  • золото;
  • йод.

Тело состоит из одного или нескольких элементов, а те, в свою очередь, содержат более мелкие частицы.

Обычная поваренная соль, которую добавляют в пищу, представляет собой бесцветные кристаллы. Они имеют форму и массу, но у них нет ограниченного объема. Значит, соль — это вещество. Она состоит из двух элементов или частиц: натрия и хлора. По происхождению может быть естественной и искусственной.

Воздух содержит газообразные вещества. Они имеют рассеянную структуру. Главные компоненты — кислород и углекислый газ. К примесям относятся водород и азот, состоящие из молекул и атомов.

В химических условиях под давлением газообразные элементы можно сжижать. Так получаются жидкие азот и хлор. В жидком виде находится вода. Пузырек воздуха в стакане с водой показывает газообразное состояние.

Главное вещество, без которого бы не было жизни на Земле, изучают в 3 классе на предмете Окружающий мир. Речь идет о кислороде. Примерами твердых веществ являются сахар, сода и мука.

Соль, сода и сахар

Натуральная морская соль имеет другие примеси, которые придают оттенки ее цвету. Она выглядит серой или бурой. Добыча природной соли отличается в зависимости от технологий и совершается несколькими путями:

Читайте так же:
Гидрофобизатор кирпич ручной формовки

  1. Производится добыча соли из шахт в горах. Она называется «каменной». Водной и тепловой обработке не подвергается.
  2. Путем природного испарения морской воды из каверн. Самосадочная соль получается из соляных водопадов.
  3. Выпаривается из растворов между буровыми скважинами выварочная соль.
  4. Добывается из глубин соляных озер или пещер садочная соль. В регионах с холодным климатом вымораживается.

Пищевая соль может также добываться с помощью химии, то есть быть изготовленной человеком в лабораторных условиях. Кристаллы без примесей, мелкоизмельченные физически имеют вид порошка белого цвета. Столовая соль необходима для организма человека, в нее добавляют полезные для здоровья элементы, например, йод.

Пищевая сода, которую используют как разрыхлитель теста, тоже является примером вещества и состоит из химических элементов или частиц (натрия, водорода, углекислого газа и кислорода).

Кусок сахара растворяется в воде и становится невидимым. Из твердого состояния он превращается в жидкое за незначительный промежуток времени (несколько минут).

Конспект урока окружающего мира по теме «Тела, вещества и частицы» для учащихся 3 класса

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Тела, вещества и частицы»

Возрастная группа: 3 класс

Описание методической разработки.

В конспекте представлен урок-открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности. Разработка составлена с учетом требований и рекомендаций ФГОС. На уроке дети познакомятся с новой большой темой, будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы, классифицировать предметы по заданному признаку, практиковать экспериментально- исследовательскую деятельность. Для комфортного изучения нового материала в конспект включены игровые технологии, работа со схемами и картинками.

Организация урока: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы и приемы: беседа, проблемный вопрос, наблюдение, эксперимент.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Форма проведения урока: урок- практикум с элементами исследовательской деятельности.

Цель занятия:

1) Продолжать формировать интерес к предмету.

2) Расширять кругозор.

3) Познакомиться с новыми понятиями «вещество», «тело» и «частица»

4) Учиться описывать изученные тела, вещества, частицы.

5) Формировать умение классифицировать предметы по предложенному приципу.

6) Продолжать учиться доказывать свои предположения

7) Продолжать учиться самостоятельно делать выводы.

8) Продолжать формировать умение грамотно и последовательно излагать свои мысли.

9) Продолжать учиться самоанализу и оценке собственной деятельности.

10) Развивать логическое и образное мышление, память, воображение.

Оборудование:

1) Металлическая монетка и монетка из бумаги.

2) Стакан с водой и сахар.

3) Картинки для первичного закрепеления (см. приложение)

Дети вспоминают определение слова «природа», классифицируют на живую и неживую, дают характеристику. Как назвать все, что мы видим вокруг? (Предметы, вещи т. д.) Ученые договорились все вещи вокруг нас называть «телами». Мы привыкли, что слово «тело» можно отнести только к человеку или животному.

Читайте так же:
Плотность кирпича керамический пустотелый

Постановка целей занятия

Какие тела вы видите вокруг (дети называют) Из чего они? Какие они? Где мы их используем? Предположите, из чего тела могут состоять. Сформулируйте тему урока

Дети работают в парах. Им предложено разделить тела на 2 группы по признаку живые-неживые (кран, карандаш, кит, смартфон, дерево, камень, человек, жук, кустарник, подоконник, гараж).

Давайте сравним 2 тела (учитель показвает металлическую монетку и монетку из бумаги). Чем они похожи и чем различаются?

Первая монетка сделана из металла, вторая – из бумаги. Какое название вы бы дали материалам, из которых состоят тела? (предположения детей) Тела состоят из веществ. Как вы думаете, сколько видов вещест выделили ученые?

Когда испаряется вода, вещество становится газообразным, если мы растопим снежок, он превратится в жидкое вещество – воду, а если внимательно рассмотрим,например, вилку, то увидим, что она состоит из твердого вещества – металла.

Давайте попробуем себя в роли ученого и проведем эксперимент. Учитель берет прозрачный стакан с водой и добавляет туда кусочек сахара.Посмотрите, сейчас я растворяю сахар. Его теперь не видно в воде. Значит ли это, что сахар исчез? (Ответы детей) Сахар растворился на более мелкие частицы, которые мы не можем увидеть. Частицы настолько малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. А самые маленькие из них получили название «атомы». Все частицы крепко связаны между собой, но одни прилегают друг к другу плотно, а другие имеют между собой бОльшее расстояние.

Возьмите ручку и попробуйте ее разъединить частицы. Не получается? Это значит, что в ручке расстояние между частицами очент маленькое.

А теперь посмотрите на жидкое вещество — воду (учитель переливает из одной емкости в другую) . У нас легко получилось разъединить частицы. Предположите, какое между ними расстояние – бОльшее, чем у твердых тел или мЕньшее? (Выводы детей)

Ребята, давайте поиграем. Я буду показывать вам картики самых разных предметов (см. приложение) Ваша задача – назвать вещества, из которых они состоят. Преподаватель показвает картинки:

Дети называют «колесо». Из какого вещества состоит? (Одни дети называют – резина, другие – пластик или металл диска) . Вы все правы. Это тело состоит из 2 веществ – пластик, потому что колесо игрушечное, и резина. Сделайте вывод о том, из скольки веществ могут состоять тела? (Неограниченное количество).

Аналогичная работа проводится с остальными картинками

Итог занятия, оценивание своей деятельности и активности

Кирпич это тело или вещество окружающий мир

Урок окружающего мира по теме:

«Тела, вещества, частицы»

(3 класс, УМК «Школа России», автор курса А.А.Плешаков)

Степанова Светлана Борисовна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка, Тверской области

Тип нового знания : Понятия

формировать понятия «тело», «вещество», «частица»; формировать представление о том, что все вещества состоят из частиц; познакомить обучающися с многообразием тел, веществ;

развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность;

воспитывать внимательное отношение к окружающим предметам.

сосуды с водой, ложечки, сахар, пустой сосуд для образования смеси, схемы, таблицы, презентация, словарь С.И.Ожегова, карточки с буквами.

Временные рамки этапа

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Самоопределение к деятельности.

Читайте так же:
Знак кирпич высота установки

Урок «Окружающий мир» Что изучаем на этих уроках?

— Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете — окружающий мир.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.

Слушают внимательно учителя.

Включить детей в деятельность

Актуализация знаний и мотивация.

Выбери правильный ответ:

Что такое природа?

А) все, что сделано руками человека;

Б)все, что нас окружает и существует независимо от человека;

В)Все, что нас окружает

2. Какая бывает природа?

А) живая и неживая;

3. Что относится к неживой природе?

Работают с сигнальными карточками (буквы: А, Б, В)

Коллективная самостоятельная работа с проверкой

Вспоминают ранее изученный материал, который связан с формулировкой проблемы

Постановка учебной задачи.

Я назову предметы живой и неживой природы, а вы попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.

Ножницы, капля росы, сахар, металл, сахарница.

Назовите слова, которые позволили точно представить предмет.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 ).

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом.

Кто может назвать это слово.

Любой предмет, живой и неживой и даже тот , что сделан руками человека учёные называют телом. Сегодня вам предстоит узнать ,что такое тела и из чего они состоят. Ваша задача — наблюдать, анализировать и делать выводы.

Учитель предлагает рассмотреть: сахарницу, сахарный песок, сладкую воду.

— Можно ли назвать все это телами?

Пытаются увидеть то, что обозначают слова, названные учителем.

Ученики выдвигают гипотезы и пытаются их доказать.

Постановка учебной проблемы (подводящий к теме диалог)

Представляют предметы, предлагают версии обозначения предметов одним словом

«Открытие» детьми нового знания.

Предлагаю вам найти в словаре С.И.Ожегова значения этого слова:

Тело — отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело — часть организма…

Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Что же это за слово?

Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами .

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №3 ).

На какие две группы можно разделить все тела?

Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

По какому принципу разделили слова?

Все тела можно разделить

на естественные и искусственные.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №4 ).

Вспомните, пожалуйста, загаданные мной в начале урока слова

Попробуйте назвать тела, которые состоят из воды, сахара, металла.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №5 ).

Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл, – вещества .

Все ли вещества одинаковы?

Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6 ).

Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии.

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт.

Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем.

Как вы думаете, можно сказать, что

в сосуде находится одно вещество?

Часто тела образованы не одним веществом, а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д. – смесь разных веществ.

Читайте так же:
Кирпич полнотелый м100 м125

— Куда исчез сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло?

Попробуйте воду на вкус.

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. Вещество состоит из частиц (молекул и атомов).

Мы определили третью часть темы урока. Какая же тема нашего урока

Наша задача познакомиться

с понятием «тело» и узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси и чистого вещества.

Частицы (молекулы и атомы) отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними в разных состояниях вещества.

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. (слайд №7 )

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи. (слайд №8 )

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем .(слайд №9)

Кирпич это тело или вещество окружающий мир

§ 6. Тела и вещества

Изучая в начальных классах природоведение, вы узнали, что природа состоит из множества тел, предметов. Они имеют разную форму, окраску, размеры, состояние. Они окружают нас везде и всюду: на улице, дома, в классе (рис. 25).

Рис. 25. Тела неживой и живой природы

Все тела состоят из веществ. Что понимается под словом «вещество»?

Вещество – это то, из чего состоит тело. Приведем пример. Допустим, утром, идя в школу и проходя около куста сирени, вы заметили на ее листьях капли росы. А под кустом лежал кем-то забытый мячик. Капли росы, мячик – это тела. Из чего же они состоят? Капли росы – из воды, мячик – из резины. Значит, вода и резина – это вещества.

Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Например, токарь на заводе изготавливает детали из стали. Сталь – твердое вещество. При обработке деталей получается много металлической стружки. Ее собирают и в специальных печах нагревают до очень высокой температуры, при которой сталь плавится и становится жидкой, – получается жидкий металл. Его разливают в формы, где он остывает и вновь становится твердым.

Свойством вещества плавиться при нагревании пользуются при изготовлении различных изделий на основе отливки. Таким способом создают предметы из чугуна, стекла, стали, латуни, алюминия и некоторых других веществ.

Проделайте дома простой опыт.

Возьмите из холодильника несколько маленьких кусочков льда. Положите их на ладонь. Через несколько минут в ладони будет вода. Вылейте ее на поверхность стола. Пройдет немного времени, и она исчезнет, так как испарится (превратится в пар).

Читайте так же:
Технология производства зольного кирпича

Следовательно, одно и то же вещество может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар). Наблюдать водяной пар нельзя – он невидим.

При охлаждении газообразное вещество переходит вновь в жидкое и далее – в твердое состояние. Воздух – смесь газов. Но если воздух сильно охладить и при этом сжать, т. е. повысить давление, то он станет жидким. Еще понижая температуру и увеличивая давление, можно перевести воздух в твердое состояние.

1. Какие тела природы окружают вас дома, в классе, в лесу?

2. У вас в кошельке несколько монет и бумажная купюра. Как вы считаете, можно ли их назвать телами природы?

3. Приведите пример вещества, которое мы чаще всего встречаем в трех состояниях. Назовите эти состояния.

Немного истории. В истории каждого народа есть великие личности, внимание к которым не ослабевает в течение многих столетий. В русской истории – это прежде всего выдающийся ученый и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и борец за национальное достоинство России Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. Михаил с детства познал тяжелый труд. Десятилетним мальчиком он уже сопровождал отца-помора в его далеких и часто опасных плаваниях. Рано научившись читать, он, возвращаясь из плавания, брался за книги. Но книг было мало, и вскоре Михаил знал их почти наизусть. В основном это были церковные книги, и в них он не находил ответов на все интересовавшие его вопросы. В 19 лет Ломоносов ушел с зимним обозом в Москву и здесь в январе 1731 г. поступил учиться в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Он проявил незаурядные способности к учебе, пройдя первые три класса за один год. Шли годы. Ломоносов учился в Москве, Петербурге. А затем, как один из лучших студентов, был направлен за границу (в Германию) для обучения горному делу и для прохождения общих наук. 8 июля 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. На родине Ломоносов основывает первую в России химическую лабораторию. В ней он проводит свои опыты, которые вывели русскую химию «на широкий путь экспериментальной науки».

М. В. Ломоносов (1711–1765)

Чтобы перечислить все творческие достижения М. В. Ломоносова, нам потребуется не одна страница. Вот тот далеко не полный перечень важнейших открытий, которые он сделал:

– развил учение о строении вещества;

– создал учение о теплоте как о молекулярном движении, которое явилось выдающимся достижением и которое на столетие опередило современную ему науку;

– создал новую науку – физическую химию;

– исследовал грозовые разряды.

И еще один штрих к характеристике вклада великого ученого в русскую науку и культуру. Такие слова, как «атмосфера», «насос», «физика», «барометр», «метеорология», «термометр», «манометр», «микроскоп» и некоторые другие, которыми мы сейчас часто пользуемся, были введены в русский язык М. В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается великим сыном России!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector