Metnn.ru

Строй портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич с клеймом гср

www.oldbricks.info

Общение на кирпичную тему

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

Общий список источников по истории кирпичного производства

  • Перейти на страницу:

Общий список источников по истории кирпичного производства

Сообщение Искатель » 01 сен 2008 15:31

Источники и литература
Общий список

В этом списке я попытался объединить все печатные и интернетовские источники по кирпичной тематике обнаруженные мной и Владимиром Смирновым, Анной Боковней, Надеждой Зуевой (опубликованы в группе «Кирпичи-застывшая музыка» на сайте http://www.vkontacte.ru) а также пользователями форума, на котором мы сейчас находимся и Александром на своём сайте http://www.oldbricks.ru.

Приводимые в «Списке. » источники систематизированы по категориям: I) Законодательные акты; II) Дореволюционные источники (в алфавитном порядке); III) Научные работы (в алфавитном порядке); IV) Периодические издания (в предметном порядке); V) Интернет (в предметном порядке); VI) Коллекционеры кирпичей в интернете (в хаотическом порядке). В отдельную категорию вошли «Англоязычные сайты» (по возможности в географическом порядке) и «Видеоматериалы» (в хронологическом, по дате выхода).
В категориях «Дореволюционные источники» и «Научные работы» зелёным цветом я выделил источники которых нет в электронном виде и найти их в интернете пока нельзя. Чёрным цветом выделены обнаруженные в интернете печатные источники с неизвестными выходными данными.

В перспективе, источники из этого списка могут быть использованы в написании глобального труда «История кирпичного производства».

I. Законодательные акты

1) «Правила для единообразной и прочной выделки кирпича. 1847 год, Января 24. Именной, объявленный Департаменту Военных Поселений в отношении Инженерного Департамента»
(Сайт: Фирма Кирилл: для самых красивых домов. Публикации/Производство кирпича в России: http://www.kerma.ru/opublication/33/)

II. Дореволюционные источники

2) Адресная книга всех фирм, заводов, фабрик и мастерских Российской Империи. 1891-2гг.

3) Весь Петербург. Адресная и справочная книга. 1894-1914гг.

4) Весь Ростов и Нахичевань на Дону. Издание Элькина Ф.С. и Кулькеса П.М., 1913 год, стр. 14.
Реклама кирпично-черепичного оборудования и машин.

5) «Вся Москва 1901 год» — раздел «Кирпичъ», столбцы 1241-1243.
Нужные страницы можно скачать по ссылкам: http://www.moskvichi1901.narod.ru/1/1240.jpg?; http://www.moskvichi1901.narod.ru/1/1243.jpg?
Здесь опубликован список Московских кирпичных заводов на 1901 год.
В этом разделе есть пометка: «см. кроме того «строит.материал.»». Раздел «Строительный матерiалъ» можно скачать по адресу: http://www.moskvichi1901.narod.ru/0/1567.htm (столбцы 1566-1568)

6) «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи». Издание А.С.Суворина, 1902 г.
Александр произвёл качественную обработку этого источника: проверел каждую страницу и выписал все кирпичные предприятия. Таким образом мы получили новый источник (см. №62)

7) Депп Н.А. «Кирпичное производство в окрестностях Санкт-Петербурга», 1860г.

8) Перечень фабрик и заводов России. 1887г.

9) Перечень фабрик и заводов торгово-промышленной России. 1903г.

10) Саноцкий Т.Ф. «Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках», Спб., 1904г.

11) Список владельцев кирпичных заводов в Санкт-Петербургской Губернии. 1881, 1887гг. (Музея кирпича НПО «Керамика» г. Санкт-Петербург)

12) Список фабрик и заводов Европейской России, Спб., 1903г.

13) «Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. Составлен фабричными инспекторами Московской губернии по данным 1916 года», М. 1916. (список опубликован в альманахе «Богородский край» N 2 (2002) — см. № . ).

13) Список фабрик и заводов России. 1910г.

14) Список фабрик и заводов Российской Империи. 1912г.

15) Список фабрично-заводских заведений г.Санкт-Петербурга. 1914г.

16) Список фабрично-заводских предприятий г.Санкт-Петербурга. 1918г.

17) Статистические данные о фабриках и заводах в Санкт-Петербурге. под ред. Дорогина 1864-67гг.

18) Торгово-промышленная Россия. Справочная книга для купцов и фабрикантов. 1899г.

19) Указатель фабрик и заводов и некоторых других заведений Северо-Западного края, Царства Польского, С.-Петербурга, Москвы и Риги. 1895г.

20) Фабрики и заводы всей России. 1913г.

III. Научные работы

21) Артоболевский И.И., Благонравов А.А. «Очерки истории техники в России (1861-1917)». Москва, Наука, 1975 год —
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z . ndex.shtml
В раздел «Основные строительные материалы и конструкции», глава «Кирпич, камень и каменные конструкции» содержится много интересных сведений по истории развития технологии производства кирпича —
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z . t064.shtml

22) Буров В.А. «Исследования на территории Казанской церкви в Котельниках» // ж. Археологические открытия за 1977 год, стр. 49.
Имеется описание кирпичей с орлом из кладки Казанской церкви пос. Котельники, Люберецкого района Московской обл.

Читайте так же:
Баня железная печь обложил кирпичом

23) Ёлшин Д.Д., Векслер А.Ф. Датирующие свойства петербургского кирпича XVIII-XX вв. //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. — СПб., 2003. — Вып. 1. — С. 177-185. СпбГУ: http://spbae.ru/iolshin_2003.htm
Кирпичи XVIII–XIX веков с точки зрения археологии

24) Иванов О «Кирпичники в Замоскворечье. Заметки из истории хозяйствования в России» // Московский журнал от 1 августа 1999 года — http://www.rusk.ru/st.php?idar=800187
Научная статья по истории кирпичного производства с 1584 года (Каменный приказ) до 1783 («Экспедиция архитекторских дел»).

25) «Из «Списка фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии», составленного фабричными инспекторами Московской губернии по данным 1916 года» (ч. 2) // Альманах»Богородский край» N 2 (2002) — http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/22002/1.html#1

26) Инчик В.В. Технология изготовления кирпича в Санкт-Петербургской губернии в XVIII веке // ж. Строительные материалы №2 Февраль, 2004 г.

27) В.В. Инчик. Производство кирпича в Санкт-Петербурге // ж. Строительные материалы №5 Май, 2004 г.

28) В.В. Инчик Механизация кирпичного производства в Санкт-Петербургской губернии в середине XIX века // ж. Строительные материалы №2 Февраль, 2005 г.
«В России первые попытки повысить производительность труда рабочих кирпичников, прежде всего в процессе формования сырца, были предприняты русскими инженерами еще в XVIII в. – даже ранее, чем в странах Западной Европы.»

29) Канаев А.М. Шадрин А.Е. «Изготовление красного строительного кирпича» // брошюра с неизвестными выходными данными — http://bibliotekar.ru/dom2-KIRPICH/index.htm («Историческая справка»: http://bibliotekar.ru/dom2-KIRPICH/1.htm).
«Очень подробная статья об этапах производства красного кирпича» (В. Смирнов).

30) Киселев И.А. «Датировка кирпичных кладок XVI—XIX вв. по визуальным характеристикам». Москва, Научно-реставрационная ассоциация, 1990 год — http://dwg.ru/dnl/2346
Электронная версия научной книги с большим количеством различных таблиц и зарисовок кирпичных клейм, а также разновидности перевязки и образец учётных карточек кирпичных кладок.

31) Леваков И.А. «Клейма на строительных материалах XVI—XX веков». Москва, Институт Спецпроектреставрация, 1993 год — портал «Археология России» — http://www.archeologia.ru/Library/Book/ . 46a32/Info
Электронная версия научной книги с большим количеством зарисовок. В первую очередь в этой книге нас интересует глава «Клейма на кирпиче и керамики».

32) Писарев В.И. Ликвидация крепостного права в Приазовье 1857-1863 г.г., Изд-во Прибой, Ростовдон-Москва 1924 год, стр. 58-59
Опубликовано число кирпичных заводов Приазовья в 1846 и 1863 гг. Автор даёт ссылку на работу Скальковского А. «Ростов-на-Дону и торговля азовского бассейна» 1863 года, стр. 67 (возможно там есть список заводов).

33) Раппопорт П.А. «Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.)», Л., Зодчество, 1986 г. (переиздание: Наука, СПб, 1994) — http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
Незаменимый научный труд по истории кирпичного производства в Древней Руси. Электронная версия книги содержит фотографии кирпичей и зарисовки кирпичеобжигательных печей (в т.ч. по материалам археологии).

34) Чернопицкий М.П. «Новые данные о регулярных кладках в курганах эпохи бронзы» // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1990 году (В.10), стр. 29.
О самых древних кирпичах Нижнего Дона (позже опубликую).

35) Черняк Я.Н. Очерки по истории кирпичного производства в России. М., 1957 год.

IV. Периодические издания

36) на http://www.oldbricks.ru/article02.pdf — текст статьи из газеты Деловой Петербург.

37) Александр Богомолов «Кирпич Бескудниковский» // Алтуфьево — 2004. — Март (размещено 12.02.2005 г.):
Сайт «Русская цивилизация»: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29025

38) Владимир Гусаров «Детали/Кирпич» // Журнал «Адреса Петербурга №6/18» — http://www.adresaspb.ru/arch/adresa_06/06_019/06_19.htm
Автор описывает как он искал в Петербурге новые кирпичи для своей коллекции. В статье есть интересная информация о производстве кирпичей в древнем Риме и дореволюционном Питере. Прилагается 5 фотографий кирпичей (фото Дмитрия Горячева).

39) Евгений Свиридов «Время собирать кирпичи» // Издание «Полярная правда», выпуск N 151 от 12 октября 2006 года: http://www.b-port.com/info/smi/pp/?issu . icle=37594
Статья рассказывает о коллекции Владислава Трошина из города Мурманск и о том как в кирпичах отражается история этого города.

40) «Локоть к локтю — Кирпич в стене, или История под ногами» // ж. «Машины и Механизмы» №09/2008
«Немного по истории производства кирпича, о Музее кирпича; есть также фото кирпичей, кирпичной машины.»
«На сайте http://www.oldbricks.ru/article01.pdf можно почитать эту статью в отсканированном виде.» (ornaments).

41) Мачульский Е.Н. Бескудниково // Северный округ Москвы/Книга из серии «Энциклопедия московских селений»/, Сост. и общ. ред. Е.Н. Мачульского. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. С. 286 — 293: Сайт СЕВЕРЯНЕ: http://www.noorderlingen.org/pages/beskudnikovo-01.htm
Статьи содержат информацию по истории кирпичного производства в Москве и селе Бескудниково Московской губернии, а также сведения по истории этого села.

Читайте так же:
Волгоградский облицовочный кирпич размеры

42) Михаил Логунцов «Клеймо на всю жизнь, или Кирпичные заводы Белоострова» // г. «Сестрорецкие берега» №12 (142), 5-11 апреля 2008 года.
В статье содержаться архивные материалы.

43) Наталья Седова «Кирпичного дела промышленники» // Санкт-Петербургские Ведомости No 37 (2427), 24 февраля 2001 — http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spb . art-6.html
История кирпичей города Санкт Петербурга из электронной энциклопедии.

44) Оленев А. «По кирпичику рос наш любимый Ростов» // г. «Вечерний Ростов» 4-5 (13545-13546) от 14.01.05 г., стр. 3.
О П.А. Ларенке и коллекции кирпичей Ростовского отделения ВООПиКа.

45) Оленев А. «У Кирова в склепе царского генерала, были обнаружены ростовские чекисты!» // г. «Вечерний Ростов» 89 (13630) от 28.04.05 г., стр. 2.
О том как коллекция кирпичей может помочь в историческом исследовании.

46) Оленев А. «Царский кирпич прочнее советского!» // г. «Вечерний Ростов» № 224 (13478) от 12.10.04 г., стр. 2.
Об обнаружении в городе Ростове-на-Дону кирпича «Бублиевъ».

47) Сергеев И.Н. «Царицыно: загадка кирпичных клейм» . Точно не помню от куда взял эту статью, но вот ссылка на похожую публикацию того же автора: Сергеев И. «Загадки кирпичных клейм царицынских строений» // Царские и императорские дворцы.
Пример того, как изучение кирпичных клейм помогает в изучении датировки кирпичных сооружений.

Евгений Степанищев

У читателя по моим постам может сложиться ложное впечатление, что кирпичных клейм в Казани очень мало. На самом деле, это совсем не так — клейма, если начать их искать, находятся постоянно. Просто я для поиска клейм не выделял специального времени, а вчера, наконец, решил это сделать. Публикую разом все находки, которые я сделал за несколько часов вчерашнего дня, исключая клейма тех производителей, которые встречались мне ранее (например, «ПЖ»).

Кирпичное клеймо «ПК», дом буквально покрыт ими

Дом по адресу Некрасова, 32 уже долгое время пустует, внутри ничего нет, даже перекрытий, а снаружи дом буквально покрыт клеймами «ПК», их там настолько много, что на некоторых фрагментах стен, оно есть на каждом кирпиче. Всего я их насчитал четыре вида — прямое, наклонное и лигатура.

Производитель, к сожалению, не известен. Я, было, предположил, из-за обилия клейм, что дом принадлежал какому-то кирпичному производителю, но нет — до революции им владела казанская мещанка Ирина Прокопьевна Борисова.

Кирпичи «ИК», «СМ-I» и ещё один с нечитаемым клеймом

Этот дом на Некрасова, 32 уже несколько лет огорожен, но пройти к нему очень просто — через двор соседнего дом. Благодаря этому я подошёл совсем близко и обнаружил ещё три кирпичных клейма в штабелях — «ИК», «СМ-I» и что-то такое, что я так и не смог прочитать. Но судя по состоянию, это современные кирпичи. Кстати, «СМ-I» — неполное клеймо «КСМ-I» (скорее всего «Комбинат Строительных Материалов №1»).

Несколько клейм «ЕК» на доме по Некрасова, 15

Ниже предыдущего по той же улице находится дом с клеймами «ЕК», заметить их непросто, их немного и сейчас они скрыты за остатками полисадника. Это клеймо, скорее всего принадлежит Ковалевой Екатерине Андреевне, она упоминается как кирпичный производтель в тех книгах, которые у меня есть дважды — в 1893 и 1916 гг. Её кирпичный завод располагался межу Устьем и Адмиралтейской слободой.

Есть и ещё один претендент на эти вензеля — Екатерина Васильевна Калугина, упоминающаяся в адресной и справочной книге Казани 1906 года. В 1916 году её завод выкупило акционерное общество «АФУЗО» ( «Торгово-промышленное общество Алафузовских фабрик и заводов»), основанное наследниками Ивана Ивановича Алафузова.

Клеймо «МС» на стене дома по Пушкина, 26е

Если спуститься по Некрасова ещё ниже, то среди деревьев можно обнаружить дом №11, на стене которого я нашёл единственное малозаметное клеймо «МС», такие же, но в изобилии обнаружились на дальней стене заброшенного дома по Пушкина, 26е. Производитель неизвестен.

Читайте так же:
Задорнов про стройку кирпичи
Клеймо «ИГ» на стене дома по Пушкина, 26е

Там же, на Пушкина, 26е, в окружении «МС» видно великолепно сохранившееся клеймо «ИГ», правда, чтобы его сфотографировать, пришлось лезть на крышу пристроя, пока лез, впервые задумался о покупке палки для селфи, с ней было бы проще. Производитель неизвестен.

Клеймо «АР» по адресу Галактионова, 5

На стене дома по адресу Галактионова, 5 обнаружилось очень много клейм «АР», по всей видимости казанского купца Романова Александра Поликарповича, его заводы в Клыках подробно описаны почти во всех справочниках, первый завод основан в 1890 году. Клейма «АР», только более миниатюрные, я уже встречал.

Тычковое клеймо «НЛ», на стене дома по Пушкина, 40

На стене джинсового магазина по Пушкина, 40, прямо слева от входа можно увидеть полустёртое клеймо «НЛ», если бы я не видел другие фотографии этого же клейма, вряд ли смог бы его прочитать. «НЛ» — это, скорее всего, казанская купчиха Лисицина Надежда Васильевна, её завод в Малых Клыках упоминается в справочниках, начиная с 1894 года.

Тычковое клеймо «ВП», на стене того же дома

В отделке окна того же дома по Пушкина, 40 можно обнаружить другое клеймо — «ВП», по всей видимости купца Павлова Василия Ксенофонтовича, его кирпичный сарай (как тогда называли небольшие кирпичные заводики) в Ометьеве был учреждён в 1908 году.

Особняк фабриканта Г.Ф. Осипова

История дома и этапы реставрационных работ.

Кирпичные клейма особняка Осипова.

Интересные находки были сделаны в особняке Г.Ф. Осипова — это кирпичи, но непростые, а с клеймом. Такими кирпичами выложены камера топки и сама общая облицовка печей в доме. Исторический интерес вызывают присутствие клейма, нанесённые на кирпичи.

В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке. В дальнейшем кирпичи стали метить буквами российского алфавита, используя вначале только одну букву. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается, достигая 2-3-х и более букв, обозначая имя, отчество и фамилию владельца.

Клейма позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства. Ну а еще клеймо это история кирпича – это наглядные примеры старинного «брендинга».

В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке.

Клейма на кирпичах более подробно обозначения разделялись на:

  • Фамилии (написание фамилий русскими и латинскими символами)
  • Инициалы (2х, 3х и более символьные)
  • Совладения и союзы (использование разделительного союза «и» между инициалами фамилии владельцев)
  • Указание знатного происхождения (используя буквы «К» или «КН» («князь»), «Г» («граф»), «Б» («барон») и т.п.)
  • Имения (названия своих имений или по месту расположения завода)
  • Товарищества и общества (Товарищество или Общество на клейме, помимо использования начальных букв «Т» или «О»)
  • Казенные (официального символа Российской Империи – двуглавого орла – казенные т.е. принадлежащие государству)

На огнеупорных (так называемых «шамотных») кирпичах из которых вымощены топки печей были кирпичи с клеймом — LONDON. (с точкой).

На фото кирпич с клеймом LONDON. такой же по размерам, но с непонятным нам клеймом найденный в единственном экземпляре…

Но по клейму LONDON. не стоит думать, что этот кирпич был привезён из Англии. Кирпичи с таким клеймом довольно широко были распространены в конце 19 века по России. И как только не наносили Российские промышленники эту аббревиатуру кроме аккуратного «правильного» клейма:

  • LONDOH (в котором, по-видимому, за неимением подходящих литеров вместо латинской буквы «N» поставили славянскую «Н«);
  • ЛОНДОНЪ (уж совсем откровенно на кириллице)
  • Н.LOND и Н.LOON.2 и H.LONDON.S и H.LONDON.X и H.LONDON.M (в вариантах с дополнительными буквами в начале и в конце)
Читайте так же:
Кирпича с мансардой 8х10

Очевиднее всего Г.Ф. Осипов применил кирпичи с таким клеймом из за его популярности в то время или просто ему нравилось это название или город. Хотя тогда в Британии продукция кирпичного завода компании London Brick Company выстроена чуть ли не треть всего Лондона.

Дореволюционный керамический кирпич (1857-1900г) для камина и несущих стен.
От современных отличаются интересным внешним видом — клеймённый, цветом, немного другими размерами и плотностью.

Издревле производство кирпича было в ручную так называемой «ручной формовки». Этот процесс занимал много времени и сил. Сушили только летом на солнце и обжигали в напольных печах-времянках. При ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами.

Только с конца 19 века со стремительным развитием кирпичной промышленности практически всё производство кирпича было большей частью механизировано. Таким образом, это позволило придать кирпичам правильными геометрические размеры и дать им высокие прочностные показатели. А наличие клейма было практически обязательным. Каждый производитель считал своим долгом наносить клеймо на собственную продукцию, что подтверждало её качество.

Для облицовки внешних стен печей был применён красный кирпич с клеймом ГО — где первые два символа, согласно принятому порядку сокращений в дореволюционной России, обозначали имя и отчество. По видимому это кирпичное клеймо владельца особняка — Григорий Осипов.

По некоторым данным сам фабрикант Г.Осипов, который являлся владельцем ряда производств таких как: спичечная фабрика, животноводческая ферма и спирт-завод в п.Софиевка не владел заводом по производству кирпича, а заказывал его при строительстве дома. Так как известно, что свою продукцию он поставлял за пределы Брянской обл. и за границу (интереса в местных продажах у него не было) мог просто приобрести небольшое количества данного кирпича на предприятиях с которыми он вёл торговлю. А так же клеймо ГО по его пожеланию тоже могло быть нанесено, как говорится — на заказ.

Белорус собрал самую большую коллекцию кирпичей в стране

Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашел в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К». Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принес в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но, бывший военный, Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.

Прошло более трех лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других еще предстоит разгадать.

Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И еще столько же простоят!» Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожженной глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.

Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казенный кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?

А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь, как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведенные в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашел кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был еще один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашел 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!

К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие, — говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берет в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип — начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»

Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».

Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории все вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьется хороших результатов.

Читайте так же:
Asus zenfone max zc550kl восстановление кирпича

Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на свое изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Найдите отличия.

Отдельная часть коллекции — кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».

Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают. Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклейменные кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике», — смеется коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50. Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по селам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто. На встречу с нами Алексей Алексеевич привез в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью — посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector