Metnn.ru

Строй портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кисть, ее виды, назначения и правила использования

Кисть, ее виды, назначения и правила использования

Кисть – это универсальный инструмент, предназначенный для выполнения малярных работ, живописи и др.

Кисти имеют множество разновидностей, размеров и специализированных назначений, о которых мы расскажем в этой статье.

Основная задача кисти – перенести красящее вещество на обрабатываемую поверхность и равномерно ее распределить по ней.

Такой поверхностью может быть стена, пол, оконная рама, потолок, холст, и даже кожа на лице.

Процесс нанесения красящих составов на поверхность известен с самых давних времен.

В некоторых случаях можно обойтись без дополнительного инструмента, например, при накладывании туши на веки.

Но когда речь идет о жидких или рассыпчатых составах без специального инструмента обойтись практически невозможно.

Поэтому для окрашивания объектов используют кисти.

Кисть

Инструмент для покрытия поверхности красящим пигментом в жидком или порошкообразном состоянии.

Обеспечивает такое действие пучок ворса на конце ручки.

Ворсинки впитывают или собирают краску, а при более сильном нажатии кистью о поверхность отдают ее.

Соответственно, поверхность окрашивается.

Разновидности кисти не поддаются исчислению.

При этом конструкция этого инструмента мало изменяется.

Устройство и характеристики

Любая кисть включает 3 элемента:

• щетка – упомянутый пучок ворса разного размера;

• ручка – за нее инструмент удерживают во время работы;

• обжимной цоколь – обеспечивает фиксацию пучка щетины.

Параметры инструмента – толщина пучка, толщина ворсинки, длина ворса, определяются назначением.

Материал

При изготовлении ручек используют дерево, пластик, иногда кость – для эксклюзивных моделей.

Встречаются варианты из стекла или металла, но мало распространены.

Цоколь выполняют из тонкослойного металла – латуни, меди, стали, чтобы не утяжелять кисти.

А вот для изготовления щетки существует большой выбор.

Все их можно разделить на 3 группы, по используемому материалу в рабочем пучке: щетина, волос и синтетические волокна.

Щетина

Для производства кистей используют щетину с хребта свиней.

Ей свойственна упругость, прочность и вырастает она до 77 мм в длину.

При выборе щетины оценивают ее длину, толщину и эластичность, т.к. именно эти показатели являются основными для определения специализации кистей.

По цвету, этот материал делят на: белый, серый, желтый и черный.

Оттенок указывает на степень обработки: белая щетина получена отбеливанием, она очень мягкая и упругая.

Для повышения качества мягких моделей их щетинки шлифуют.

Серая относится к щетине 2 сорта, не такая мягкая, а желтая и черная применяются для объемных малярных работ.

К объемным работам относятся грунтование, побелка или окраска поверхности больших площадей.

Натуральная щетина достаточно хорошо впитывает, и отдает краску.

Кроме того, она устойчива к химически агрессивным веществам, поэтому при работе с нитроцеллюлозным или масляным составом применяют кисть из натуральной щетины.

Водоэмульсионный состав ворсинки из щетины впитывают хуже.

Натуральный волос

Натуральный волос не столь упругий и жесткий как щетина, поэтому для малярного инструмента применяется редко.

Чешуеобразный верхний слой волоса отлично впитывает в себя краску, и легко ее отдает.

Волосы разных животных отличаются по мягкости, стойкости к износу и длине – эти характеристики определяют назначение инструмента.

Волос разделяют по жесткости.

Например: конский и коровий волос гораздо жестче, чем волос пушных зверей:

Барсук

– волосок конический, «брюшко» смещено к краю, из-за чего барсучья щетка очень пушистая.

В лучших моделях кончик щетки белого цвета, к центру темнеет.

Порой изготовители имитируют такую окраску на кисточках из козьего волоса.

Но по мягкости они не сравнятся с барсучьей шерстью.

Охотней всего ими пользуются при замесе тяжелых красок;

Белка

– волоски берут из хвоста этого милого животного.

Кисти делают круглые, очень мягкие и эластичные.

Материал применяют только для художественного инструмента;

Колонок

– волос из хвоста колонка.

Тонкий, упругий, с идеальным коническим кончиком и «брюшком» на середине.

Мягкость волоса ниже, чем у беличьего, но зато выше упругость.

Незаменимы при рисовании гуашью и акварелью, а также при стенописи. где от кисточки требуется упругость.

Из колонка мастерят изделия круглые и плоские с коротким и длинным ворсом.

Причем щетка собрана из волосков разной длины: при нажатии она формирует постоянный капиллярный поток.

Колонковые кисти очень дорогие. Унция колонкового волоса стоит выше, чем унция золота.

Козий волос

– мягкий и эластичный, но без кончика и склонен к закручиванию.

Годится для работы с гуашью и акварелью.

Из козьего волоса производят почти все модели для макияжа;

Песчаниковые

– здесь материалом служит волос хвоста песчаника.

Он очень мягкий, но при этом обладает некоторой жестковатостью.

Такой материал хорош для работы с гуашью и акварелью, для лакировки и лессировки.

Кисти из песчаникового волоса делают только плоскими;

Медвежьи

– сделаны из волоса белого медведя. Он не такой жесткий, как щетина, при этом эластичный и упругий.

Этот материал практически универсальный вариант, т.к. годится для работы с темперой, с акварельными, с гуашевыми и с масляными красками.

Такие кисти изготавливают только плоские, с разной длиной щетки;

Кисть из ушного волоса

– мастерят из волоса, растущего во внутренней части уха животного.

Читайте так же:
Новол грунтовка по цинку

Он упругий эластичный, шелковистой структуры, но без острого кончика.

Изделия из него годятся для работы с тяжелыми красками.

Синтетические

Синтетические – волокна получают искусственным путем из полиэфира, полиэстра, нейлона.

Отличаются средней мягкостью и упругостью, устойчивы к повреждениям и не изнашиваются.

Однако синтетический волос плохо набирает краску, так что идет только для работы с водоэмульсионными красками.

Синтетические волокна постоянно совершенствуют: расщепляют кончики, формируют полости по длине волоска.

Но пока их характеристики уступают аналогам из натурального материала.

Еще один вариант – смешанный ворс, где сочетаются искусственные волокна и натуральная щетина.

Размеры и вес

Параметры инструмента определяются назначением.

Ширина – или диаметр, если щетка круглая, у малярных кистей изменяется от 6 до 200 мм, длина ворса – от 12 до 180 мм.

Вес изделий не превышает 500 г.

Художественные кисти заметно меньше.

Классифицируются по диаметру обжимного цоколя, и маркируются так: №1 – толщина в 1мм, №2 – толщина в 2 м, №12 – 12 мм.

На деле общей классификации не существует, так как между размерами цоколя от разных производителей нет соответствия, так что описанное деление несколько условно.

Кисти для макияжа отличаются минимальным весом – от 7 до 20 г.

Рабочим параметром считается объем обжимного цоколя, он колеблется от 1,5 до 15 мм.

Указывают и длину волоса – 7, 10, 12 мм.

Виды кистей и их назначение

Инструмент разделяют по назначению на 3 большие группы: малярные, художественные и макияжные. Каждая категория включает множество разновидностей.

Малярные

Применяются для всех отделочных работ, работают практически со всеми лакокрасочными материалами.

Классифицируются по форме и характеру использования.

По форме щетки различаются:

• круглая – для окрашивания окон, дверей, плинтусов, так как очень удобна при обработке углов и стыков;

• плоская – окрашивает любые виды покрытий.

Щетка прямоугольная, толщиной в 25–30 мм.

В малярных работах чаше применяется для формирования глянцевого или гладкого покрытия на слой готовой краски;

• флейцевая – разновидность плоской, но более тонкая: ширина достигает 9–18 мм.

Флейц используют при декоративной отделке: наносят лессировочные окрашивающие составы, чтобы имитировать эффект муара.

По назначению выделяют следующие виды:

• маховая – нужна для обработки большой площади: стен, потолка.

Отличается большим диаметром – 60–65 мм, и длинным ворсом – до 100–180 мм.

Используется при побелке, грунтовке, окрашивании.

Маховая кисть продается в обычном виде – с ручкой, или без нее – весовая.

Последнюю собирают в пучок требуемой толщины и прикрепляют к ручке;

• побелочная – большая ширина по сравнению с маховой – 200 мм, и толщина в 45–65 мм обеспечивают быстроту побелки;

• макловица – бывает круглой формы – диаметром в 120–170 мм, и прямоугольной – от 135 до 195 мм шириной при толщине в 55–65 мм.

Используют при окрашивании стены и потолка водоэмульсионными красками.

Для удобства используют кисти с универсальными ручками, которые позволяют производить окраску объектов под разными углами.

После окрашивания макловицей не требуется дополнительная обработка флейцем;

• ручник – щетка овальная или круглая, к краю сужается в конус.

Обычно мастерится из натуральной щетины и конского волоса.

С ее помощью окрашивают небольшие поверхности – оконные рамы, двери.

При излишней мягкости и длине она оставляет борозды на стенах.

В этом случае щетку укорачивают – подвязывают до требуемой длины;

• филеночные – круглая, размер небольшой – до 18 мм.

Щетку делают из свиной щетины, обязательно крепят в металлическом цоколе.

Применяют филеночную кисть для окраски сложных участков, а также для прорисовки контурных линий, узких полосок;

• торцовка – ворс прямоугольной формы, шириной в 154 мм и толщиной в 76 мм.

Торцовкой обрабатывают окрашенную стену, чтобы придать ей рельефность;

• радиаторная – узкая плоская щетка с изогнутой ручкой разной длины.

Разработана для использования на труднодоступных участках с неровной поверхностью.

Наименование свое получила за удобство при отделке радиаторов;

• кромочная – разработана для доводки кромки и краев.

Щетинные блоки на инструменте заменяются;

• веерная – плоская, с щеткой в виде веера.

Предназначена для создания широких полос и контуров.

• для лака – плоские кисти с распушенным концом.

Благодаря мягкости пучка они не воздействуют на нанесенный слой краски.

Художественные и макияжные кисти также являются инструментом, но их назначение не связано со строительством и ремонтом.

Поэтому описание их характеристик и разновидностей мы поместили в общий раздел.

Лайфхаки для тех, кто красит: виды малярных кистей, нюансы выбора

Инструмент участвует в любой отделке: при нанесении краски, грунтовок, клеевых смесей. Малярная кисть поможет избежать разбрызгивания, доставит состав в труднодоступные места, аккуратно проведет линии. Для удобной, качественной работы надо правильно выбрать ее вид.

Конструкция

Кисть – инструмент с простой конструкцией. На рукоятке бандажом крепится рабочая часть – ворс, собранный в пучок. Чтобы нанести лакокрасочный материал, его обмакивают в краску. Состав переносят на поверхность, распределяя с умеренным нажимом на рукоять. Рабочая часть определяет качество готового слоя.

Читайте так же:
Настройка краскопульта для грунтовки

Изделия отличаются конструктивным устройством, длиной, формой, типом ворса.

Маховая КМ

Сделана из натурального волокна и нейлона. Содержание синтетики до 30%. Щетина выдерживает перепады температур, контакт с агрессивными растворителями, горячей водой.

Описание:

  • Круглая рабочая часть с длиной волокна до 18 см.
  • d: 60-65 мм.
  • Назначение: окраска, побелка,
    промывка больших площадей.

Макловица КМА

Основа – 50% конский волос, 50% синтетика. Инструмент равномерно наносит окрасочный слой на любой тип основания.

Описание:

  • Прямоугольная, квадратная, круглая форма.
  • Длина пучка: круглые – 10 см, прямоугольные – до 8 см.
  • d: 12-17 см/ширина: до 20 см.
  • Назначение: окрашивание ЛКМ на водной основе, нанесение клеев, грунтовок.

Ручник КР, КРС, КРО

Изделия круглой формы с диаметром рабочей части 2.5-7 см. Основа – конский волос, щетина. Крепится на короткую рукоять с толстой металлической обоймой. Берут в работу с малыми площадями, для окраски труб, рам, грунтования.

Инструменты с клеевым креплением ворса не работают с побелками, клеевыми составами. Рекомендованы для медленно сохнущих грунтов, красок без растворителей. Пучок, зафиксированный эпоксидной смолой, совместим со всеми типами ЛКМ. Это ручники с повышенной стойкостью к агрессивным компонентам.

Классификация по форме пучка:

  • КРО – овальная.
  • КР – круглая.
  • КРС – круглая,
    суживается в конус.

Филеночная КФК

Небольшой инструмент с диаметром красящей части 6-18 мм. Пучок – грубая свиная щетина, зафиксированная в металлической обойме. Назначение – окрашивание труднодосягаемых участков, очерчивание полос, контуров, работа на маленьких объектах. Используется для гармоничного перехода разных цветов.

Плоская КП

Синтетические модели с конусовидной щетиной. Сохраняют исходную форму в эксплуатации. Уместны при применении красок, разбавленных водой, лаковых, грунтовочных составов. Удерживает материал на внутренней, внешней части искусственных волокон, обеспечивая равномерное окрашивание. Размерная линейка: 35-100 мм.

Флейцевая КФ

Плоская кисть небольшой толщины оставляет чистый, ровный слой. Используется против потеков, неудачных мазков, оставленных после окрашивания. Работает самостоятельно при нанесении глянцевого финиша. Флейц с коротким пучком наносит лессировочные краски в декоративной отделке.

Описание:

  • Длина ворса: 2.5-10.0 см.
  • Толщина: 9-18 мм.
  • Материал – барсучий волос,
    щетина.

Радиаторная

Узкие изделия плоской формы с изогнутой рукояткой. Назначение – нанесение краски на швы, изгибы, труднодоступные зоны, секционные конструкции. Модели с широкой рабочей частью предназначены для наружной отделки.

Торцовка щетка ЩТ

Жесткая модель сформирована полухребетной щетиной. Захватывает больше краски, равномерно наносит ее на основание. Назначение – отделка свежего слоя, ликвидация неровностей, создание шероховатости. Применяется только на окрашенных основаниях.

Специальные

Необходимы для отдельных видов отделочных операций.

Типы:

  • Кромочная – финишная доводка кромок, краев.
  • Веерная – для отработки широких линий.
  • Текстурная – для декоративной отделки.
  • Со скошенным ворсом, точечная с заостренным
    конусообразным пучком – обработка оконных рам.

Особенности щетины

Рабочая часть обеспечивает качество готового слоя.

По Гост 10597-87 кисти изготавливаются с 3 типами пучка.

Натуральная щетина

Длина хребтовой свиной щетины – до 77 мм отлично подходит для малярного дела. Ворс быстро впитывает, держит, ровно распределяет состав. Шероховатая фактура принимает больше краски, снижая трудоемкость работ.

С чем работает:

  • Алкидные, масляные ЛКМ.
  • Запрещены материалы на водной основе.

Синтетическая

Полимерные нити небольшой толщины отличаются жесткостью. Щетина сделана из полиамида (нейлона), полиэфира, полиэстера. Без ворсинок на готовом слое. Лучшее решение для окраски деревянных конструкций.

Смешанная

Изделия улучшенной износостойкости, упругости. Инструмент собрал лучшие свойства двух типов.

Натуральный волос

Менее жесткие и упругие, используются реже. Ворс покрыт чешуйками, которые хорошо впитывают и отдают краску.
Волос бывает тонким (пушных зверей) и жестким (коровий, конский).

Форма

При выборе формы ориентируйтесь на тип работ.

Виды:

  • Маленькие круглые – специфические работы, окраска небольших рабочих поверхностей, труб, п-образного профиля. Рабочий пучок менее гибкий, для лучшего окрашивания требуется больший нажим.
  • Угловые – окрасят зоны с трудным доступом.
  • Плоские – отличаются эластичной рабочей частью, хорошо набирают, отдают краску. Удобно водятся по основанию, равномерно распределяют жидкие, густые составы. Подходят для любых конструкций.
  • Щетки – для объемных работ (пол, потолки, стены).

Размер

При выборе оцените параметры пучка.

Размеры малярных кистей

Круглые (диаметр)до 2.5 смОкраска мелких элементов, деталей, прутьев, узких зон
до 3.8 смКонструкции, изделия круглой формы, кромки окон, плинтусов, карнизов
до 5 смПерила, оконные рамы, плинтуса
6-7.5 смУниверсальны. Применяются на стенах, широких деталях
Плоские кисти (ширина)узкие – 1-3 смВыполнение тонких работ, окрашивание углов, узких линий, труб, труднодоступных мест, декора
средние – 3.5-6 смНанесение краски на части построек, двери, мебель
широкие – до 10 смОкрашивание потолка, стен, крупной заборной доски, крыши, садовых построек. За один проход покроет большой участок поверхности

Как выбрать

Если сомневаетесь в выборе, берите набор, в котором есть инструмент разных форм и размеров.

Для разного вида работ требуется несколько изделий. Например, флейцевая – для финишного покрытия, ручная – для предварительной колеровки, филенчатая – для углов. Оцените, что предстоит, и выбирайте подходящие кисти.

Читайте так же:
Можно ли хранить грунтовку при минусовых температурах

На что обратить внимание:

  • Посмотрите на материал рукояти. Легкий, недорогой вариант – образцы с деревянной ручкой.
  • Откажитесь от моделей, покрытых лаком. Они не дают крепкого захвата, – изделие будет выскальзывать из руки.
  • Пластмассовые более дорогие, долговечные. Материал не рассыхается, не размокает, легко чистится от грязи, ЛКМ.

Маркеры качества:

  • Оправа – распространен стальной бандаж. Он прочен, устойчив к органическим растворителям. Но, более надежны латунные крепления, – они меньше подвержены деформации, коррозии. Пластиковые обоймы не боятся коррозии, но слабы перед некоторыми растворителями.
  • Плотность пучка, число «топс» (% коротких, длинных ворсинок) – должны быть высокими. Такие кисти дороже, но они качественно удерживают материал, демонстрируют лучшие краскообменные свойства.
  • Клеевой состав – в качественном инструменте используется эпоксидный клей. Он удерживает все щетинки на месте, повышает качество обработанной поверхности. Подергайте щетину. В хорошей модели количество выпавших волосков сокращается, в плохой – они выпадают постоянно.

Лайфхаки по работе

  • Работая с круглыми образцами, регулярно прокручивайте их в руке. Волокна сотрутся равномерно, не пострадает качество слоя.
  • Нельзя сильно вдавливать изделие.
  • Не окунайте ворс на всю глубину, погружайте на 1/2.
  • Удаляйте излишки ЛКМ постукиванием по краям лотка.
  • Если взяли инструмент с большой длиной пучка, он станет неупругим, мягким. Ворс оставит неравномерный слой, борозды, потеки.
    Чтобы этого избежать, подвяжите щетину до длины бичевкой.

Разновидности малярных кистей

Первым инструментом маляра являются кисти и щетки. Они отличаются большим разнообразием форм и размеров. Для декорирования поверхностей используют малярные и художественные кисти.

Малярные кисти — это довольно крупные кисти, которые применяют для малярных и клеевых работ. Бывают круглой и прямоугольной формы. Материалом для изготовления кистей является синтетическая и натуральная щетина. Натуральная хорошо подходит для лаков, антисептиков и масляных красок (но не для водных, поскольку щетина впитывает воду и становится неупругой). Синтетическая щетина не впитывает воду, поэтому ее применяют для красок на основе воды, а также масляных. Она меньше изнашивается, а потому прослужит дольше. Из смеси натуральных и синтетических волокон делают комбинированную щетину, которая объединяет в себе преимущества синтетической и натуральной.

Малярные кисти, применяемые при окрашивании небольших и средних площадей, называют еще ручниками. Это небольшие по размеру кисти, их удобно брать в одну руку. Маркируются аббревиатурой КР, далее указан диаметр пучка щетины (например, КР 20 или КР 25). Диаметр может составлять 20– 65 мм, ворс длиной 37–89 мм. Величина всей кисти не превышает 280 мм.

Кисти-ручники изготавливают как из чисто натурального ворса, так и с добавлением синтетики.

Содержание синтетического волокна не должно превышать 30 %. Ворс представляет собой плотный пучок или имеет незаполненное пространство в середине, чтобы можно было набрать кисточкой больше краски. Он крепится к ручке различными способами: металлическими скобами, клеем, пластиковой обоймой. При выборе кисти необходимо помнить, что клееная не подходит для материалов на клеевой или известковой основе.

Малярные кисти подразделяют на несколько видов:

Маховые — самые большие кисти, с щетиной длиной до 180 мм и шириной 60 мм и более. Длина ручки может достигать 2 м, а вес пучка ворса — от 200 до 600 г. Эти кисти используют для окрашивания больших поверхностей — стен и потолков. Маховые кисти продаются в двух вариантах: отдельно от ручки или вместе с ней. Они обладают своеобразной структурой: наружный слой круглой щетины состоит из длинного ворса, а внутренний — из короткого. Ворс, как и у кистей-ручников, во время использования нужно подвязывать, оставляя рабочий пучок длиной 70–90 мм. Встречаются кисти с железным обручем, с помощью которого ворс можно утянуть до нужной длины.

Макловицы — это довольно большие кисти, ширина щетины которых порой достигает 200 мм. Они могут быть круглой или прямоугольной формы, с синтетической или натуральной щетиной. Наиболее распространенный натуральный материал — конский волос. Макловица, как и маховая кисть, может продаваться без рукоятки. Иногда эти кисти называют побелочными, поскольку в основном их используют для побелки потолка. Однако это довольно универсальный инструмент, применяемый для выполнения грубых лакокрасочных работ, таких как окрашивание больших поверхностей, когда не требуется высокое качество отделки. Инструмент идеально подходит для нанесения грунтовки, клеевой массы, а также для снятия старого покрытия (например, побелки). Производительность труда при работе макловицей на больших площадях более чем в два раза превосходит при использовании маховой кисти, а окрашиваемая поверхность не требует флейцевания.

Флейцевые (плоские) кисти — небольшие плоские кисти шириной 25–100 мм, изготавливаемые только из качественной натуральной щетины или барсучьего волоса. Ворс крепится к небольшой удобной ручке с помощью металлической оправы. Такие кисти имеют универсальное применение — они незаменимы в работе с эмалями, лаками, красками, в том числе на масляной основе. Процесс работы (флейцевание) представляет собой последующую обработку свежеокрашенной поверхности. Более грубой кистью (маховой, макловицей) или валиком наносят основной слой краски, а далее с помощью флейца поверхность «шлифуется» до идеально ровной.

Читайте так же:
Надо ли зашкуривать грунтовку перед покраской авто

Филеночные — небольшие мягкие кисти диаметром от 6 до 18 мм. Они незаменимы для нанесения декоративных элементов, а также краски или раствора в труднодоступных местах. Из грубой свиной щетины изготавливают филеночные кисти для малярных работ, для декоративных — из мягкого волоса белки, барсука или колонка. Все они удобны при работе с трафаретом, но главное — филеночной кистью можно наносить четкие узкие полоски.

Радиаторные кисти представляют собой плоские изогнутые изделия на длинной ручке. Подобная конструкция позволяет проникать далеко за радиаторы, а также окрашивать скрытые уголки батарей, тем самым обрабатывая все видимые поверхностиности. Радиаторные кисти используют и тогда, когда требуется филигранное исполнение. Тонкие плоские кисти удобно держать в руке, они обеспечивают точный прокрас по заданному контуру или трафарету.

Художественные кисти — это небольшие кисточки, которые применяют для декоративных работ. Изготавливают их преимущественно из натурального волоса белки, колонка или свиной щетины. Кисть из колонка или белки идеально подходит для работы с красками на водной основе. Для тяжелых масляных красок берут жесткие и упругие кисти из барсучьего или соболиного волоса или свиной щетины. Выбор степени упругости кисти зависит также от густоты используемой краски. Художественные кисти разделяются по форме пучка и бывают нескольких видов.

Круглая — универсальный инструмент. Кисть такой формы имеет заостренный кончик ворса, что позволяет ей хорошо держать краску и делать четкие линии. Она подходит для нанесения рисунка, оформления деталей, прорисовки контуров и т. д., может изготавливаться из различных материалов.

Плоская — сплюснутая, с густым ворсом одинаковой длины кисть. Удобна при нанесении широких мазков, так как благодаря форме хорошо держит большое количество краски. Плоская кисть может изготавливаться из различных видов ворса. Контурная — плоская, с коротким ворсом одинаковой длины кисть. Короткий ворс позволяет хорошо контролировать качество плоского мазка. Идеально подходит для рисования контуров, выполнения переходов цвета.

Ретушная — плоская, с коротким ворсом, обрезана под острым углом. Используется для нанесения точной тонкой линии и идеально подходит для работы с мелкими деталями рисунка.

Трафаретная имеет короткий плоский ворс одинаковой длины. Эта кисть предназначена для работы с шаблонами и трафаретами, а также для нанесения лессировки. Штифтовая и линейная — узкие кисточки с очень длинным заостренным ворсом.

Линейная кисть имеет меньший размер по сравнению со штифтовой. И ту и другую берут для нанесения длинных четких линий, оформления надписей легкими красками на водной основе.

Веерная — плоская, с веерообразной формой пучка. Используется для смягчения контуров и создания специальных эффектов. Кисть «кошачий язык» — плоская, с острым кончиком. Благодаря овальной форме ворса она может использоваться в качестве круглой или плоской.

Эта особенность делает кисть незаменимой при выполнении перехода цвета.

Кисть флейц применяется при работе с красками на водной основе. Благодаря объемной форме способна удерживать большое количество краски. Если используют масляную краску, то кистью растушевывают и смягчают контуры на свежевыкрашенных поверхностях.

Малярный валик — самый распространенный инструмент для отделки стен. Его используют и для нанесения краски, и для придания поверхности разнообразных эффектов. Поверхность валика может быть различной: велюр, поролон, полиэстер, полиакрил, искусственный мех, резина, пенопласт и др.

Кисть

Кисточка в банке

Один из самых важных инструментов в работе художника

История

Кисти использовались, вероятно, очень давно. Считается, родина кисточки — Китай. Там не обойтись без кисти при написании иероглифов.

В сочинении Ченнани (1437) описывается выделка кистей из хвостиков, их выварка, связывание и вставка в перья орлиные, гусиные, куриные или голубиные.

Набор кистей из натурального волоса

Щетинные кисти также были известны в XV столетии. Больцен (1522) описывает делание кистей (Bensel) из беличьих хвостов. Герард Доу (1613—1675) сам приготовлял себе не только краски, но и кисти. Во времена Ван Эйка все художники делали себе кисти и краски.

Кисти в ремёслах

Везде, где при изготовлении изделия требуется роспись, мастеру не обойтись без кисти. Появился даже такой термин: кистевое письмо. Такое художественное письмо используется в росписи например Жостовских и Тагильских подносов.

Иконописец Юрий Кузнецов за работой.

Свои, особые кисточки из кошачьей шерсти используются в Петриковской росписи. Они делаются художником из мягкого пуха на животе кошки. Конечно, такие кисти не долговечны, но зато очень мягкие, да и «материал» всегда «под рукой».

Незаменимы кисти и в работе иконописцев, в хохломской, городецкой и во всех других росписях, при раскрашивании деревянных и керамических игрушек.

Студентка Федоскинского училища за работой

Конечно, рассказывая о кистях, нельзя не упомянуть ремесло маляра. Там тоже не обойтись без хорошей кисти. Есть своя специфика и свой подход к подбору инструмента.

Разновидности кистей

Мир художественных кистей очень разнообразен. Их разделяют по виду, размеру, предназначению, по материалу, из которого они изготовлены.

Кроме художественных, есть кисти малярные. Их тоже немало видов.

Малярные кисти

В современном мире появилась ещё иная специализация. Это кисти для косметики и для художественного маникюра.

Кисти для малярного дела

Кисти являются самыми распространенными инструментами для малярных работ. Их можно использовать почти с любыми лакокрасочными материалами. Но тем не менее, кисти следует выбирать в зависимости от того, какие работы и каким материалом предполагается выполнять.

  • Кисти из натуральной щетины — не боятся растворителей, они почти универсальны. Они бывают из темной (черной) и светлой щетины.
  • Кисти из искусственной щетины — рекомендуется применять с ЛКМ на водной основе, но не рекомендуется с ЛКМ с содержанием агрессивных веществ.
  • Плоская кисть — предназначена для обработки свежеокрашенной поверхности, для получения гладкого и глянцевого покрытия. Кроме того, удобна как самостоятельный инструмент, окрашивающий любые виды покрытий.
  • Круглая кисть — предназначена для малярных работ на углах и стыках; покраски окон, дверей, плинтусов.
  • Радиаторная кисть — предназначена для малярных работ в труднодоступных местах, окраски радиаторов и мест соединения труб.
  • Ракля — предназначена для нанесения различных красок, грунтовок, клеев, и размывки побелочных материалов. Часто бывает с пластмассовой рукояткой с зажимом для крепления на ведро.
  • Маховая кисть — предназначена для окраски стен, потолков и других больших поверхностей. Диаметр маховой малярной кисти — 60-65 мм, а длина волоса составляет от 100 до 180 мм.
  • Макловица — предназначена для работы на больших поверхностях (потолках, стенах, полах), нанесения грунтовок, известковых и дисперсионных красок, пропитывающих средств. Макловицы по сравнению с маховыми кистями характеризуются большей скоростью (производительность выше в 2.5 раза) и качеством проведения малярных работ.
Читайте так же:
Можно ли высушить грунтовку феном

Кисти для масляной живописи

Кисти для живописи масляными красками, щетинные, круглые и плоские, делаются из лучшей мягкой обработанной щетины. Щетина при одной и той же ширине кисти бывает длинная или короткая, круглые кисти имеют конический конец.

Кроме щетинных кистей, а именно плоских, которые наиболее употребительны в масляной живописи, еще бывают мягкие кисти из куньего и колонкового волоса.

Набор синтетических кистей

Делаются также мягкие кисти из волосков белки, египетского мангуста (Meloncillo) и козьего волоса. Названные кисти служат для накладки красок, для стушевывания же употребляются так называемые флейцы, кисти конической формы (расходятся волоски конусом) или плоские; флейцы делаются барсуковые и хорьковые, последние не такой большой величины, как первые, которые вверху достигают ширины 10 см.

Кисти для акварельной живописи

Кисти для акварельной живописи требуют наилучшего материала и приготовление их должно быть наиболее тщательным. На эти кисти идут волосы с хвостов беличьих и собольих.

Круглые кисти

Для живописи на фарфоре служат кисточки хорьковые, тонкие заостренные беличьи, длинные и тонкие — беличьи.

Формы кистей

  • Круглая — самая распространённая. Могут быть разных размеров.Круглая кисть обеспечивает однородную линию одинаковой толщины,которую можно варьировать.
  • Плоская — часто используется в масляной живописи. Мазки такой кистью получаются ровными и широкими.
  • Шрифтовые кисти — имеют круглый длинный пучок с тонким острым кончиком, что позволяет делать надписи и наносить контуры.
  • Кисти флейц — используются в живописи, а так же, при нанесении макияжа — а именно, пудры или румян. Эти мягкие кисти предназначены для свободной живописи акварельными красками.

Перечислены лишь основные формы кистей. Кроме этого есть ещё специфичные, как «кошачий глаз», веерные, линейные и другие.

Из старинный описаний

«Материал для флейц и мягких кистей берётся от следующих животных: обыкновенный барсук, американский барсук, хорек, белка, лесная куница, колонок, американский соболь, выдра, ихневмон или фараонова мышь, мелончилло или мелон (herpestes widdringtonii).

В русских каталогах показан еще тюлень, чего нет в иностранных; может быть, это неверное название выдры, хотя, впрочем, и молодые тюлени имеют мягкий волос.

Дымковская игрушка расписывается мягкими колонковыми кистями».

Уход за кистями

Есть единые правила ухода за кистями: все надо хорошо промывать после работы с краской, хранить в коробке горизонтально, или вертикально, ворсом вверх в специальной ёмкости.

Но существуют и специальные правила. Они зависят от типа используемой краски. если рисовали водорастворимой краской (акварель, гуашь, акрил), то промывают просто водой.

После использования масляных красок потребуются специальные растворители.

Изготовление кистей

Изготовление кистей — процесс сложный, трудоёмкий и, в основном, ручной. Он включает в себя специальную подготовку ворса или щетины животных. Это выщипывание, подстригание, сортировка по цвету и жёсткости, связывание в пучки — и это далеко не всё.

Затем ворс просушивают в печах, склеивают, вставляют в основу, закрепляют. При изготовлении плоских кистей, сплющивают.

Немного проще процесс с использованием синтетического волоса, но и там без ручного труда не обойтись.

Одна мастерица за смену может изготовить до 500 кистей.

Авторские права

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector