Metnn.ru

Строй портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1,749

Программа развития цементной отрасли

В состав строительного комплекса Российской Федерации входят различные организации: осуществляющие регулирование строительного комплекса, контроль соблюдения требований строительных норм и правил (Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); разрабатывающие новые инженерно-технические решения, новые материалы и конструкции, новые технологии производства строительных материалов (научно-исследовательские организации); выполняющие виды строительных и монтажных работ при возведении зданий и сооружений; но основой строительной индустрии, создающей ее материально-техническую базу, являются предприятия, производящие строительные материалы.

Производство строительных материалов обладает большим потенциалом в рамках развития не только строительной индустрии, но и экономики в целом. С одной стороны, в качестве сильных сторон производства строительных материалов многие авторы отмечают естественные конкурентные преимущества и высокую конъюнктуру рынка недвижимости. С другой, анализируя сектора промышленности Российской Федерации по итогам посткризисного развития, в качестве барьеров в развитии конкурентных преимуществ производства базовых строительных материалов выделяют низкий уровень правоприменения, недостаточную степень концентрации базовых производств, острую потребность в финансовых ресурсах, необходимую для полноценного перевооружения и запуска процессов модернизации и, как следствие, высокую степень морального и физического износа фондов отрасли [5].

С макроэкономической точки зрения отставание в темпах развития отечественной строительной индустрии от стран Запада является одной из основных причин завышенных издержек российской экономики. И именно государственное регулирование экономики способно повысить темпы развития социально-экономической системы для ее стабилизации и приспособления к меняющимся условиям [2].

История экономических преобразований в России не укрепила механизмы саморегулирования свободного рынка. Сильной экономике нужно сильное государство, которое в условиях рыночной экономики лишь заменяет свои функции директивного управления функциями регулирования. В качестве решающего аргумента в дискуссии о необходимости государственного регулирования приведем известное высказывание американского ученого В. Леонтьева, который, анализируя экономическое положение СССР накануне экономических преобразований, сравнивает рыночную экономику с яхтой в море: «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер – это заинтересованность. Руль – государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган – поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейли пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьем яхту вдребезги …» [3].

Дискуссии по вопросу о степени и мере государственного интервенционизма продолжаются, но сама необходимость его все менее отрицается. Ключевую роль строительной промышленности для страны понимали и в бывшем СССР, осознают ее и сейчас. В XXI веке важность государственного регулирования экономики, в том числе и производства строительных материалов, не вызывает сомнения среди ученых-экономистов, расхождения имеют место лишь в определении форм и методов государственного регулирования рыночной экономики, в теории и на практике отрабатываются новые направления и инструменты государственной политики.

Государство является одним из комплексных факторов, воздействующих на эффективность функционирования предприятий строительной индустрии. Такое воздействие проявляется через административные и экономические методы регулирования всех сфер развития предприятия. В числе административных методов можно назвать разработку и реализацию законодательных актов, которые способствуют развитию рыночных отношений, контроль со стороны государства за соблюдением правил обязательной сертификации, требования выполнения государственных стандартов и др. К экономическим методам регулирования относятся: налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная, таможенная политики, система страхования и др.

Государственное регулирование цементной промышленности строительных материалов (на примере цементной промышленности) можно разделить на такие этапы, как:

1) изучение конъюнктуры рынка строительных материалов, развития предприятий отрасли и степени эффективности применяющихся мер государственного регулирования в рамках отдельных территорий для разработки перспективных программ развития, учитывающих индивидуальные особенности региона;

2) выбор системы показателей системы отраслевых характеристик;

3) разработка модели, способной обеспечить достоверные результаты анализа проблемных зон отдельных регионов, а также сбор и систематизация актуальной информации;

4) анализ развития цементной отрасли с учетом изменяющихся экономических отношений в обществе;

5) выбор метода регулирования последующего развития отрасли (субсидирование, целевые комплексные программы, сертификация продукции, финансово-кредитная политика, налогообложение и др.).

Программы по структурной перестройке промышленности строительных материалов начали разрабатываться с 1990-х годов. Реструктуризация отрасли проходила посредством принятия во многих регионах России законодательных актов по налоговому стимулированию производственной и инвестиционной деятельности промышленности, совершенствованию механизмов долгосрочного кредитования, разработке и оптимизации механизмов привлечения инвестиций отечественных и иностранных партнеров.

Обеспечение устойчивого состояния предприятий строительной промышленности основывается на регулировании финансово-экономических, организационно-правовых, информационных, инновационно-инвестиционных и других факторов. Несмотря на видовое многообразие методов государственного регулирования правовое регулирование носит всеобъемлющий характер регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий по производству строительных материалов. Направления экономико-правового регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий строительной индустрии представлены на рисунке.

Эффективное развитие строительной индустрии, как и других секторов экономики, во многом зависит от государственной политики в таких сферах, как инвестиции, защита внутреннего рынка, поддержание научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития экономики.

Направления экономико-правового регулирования результатов деятельности и ресурсов предприятий строительной индустрии

В рамках современных общественных проблем наибольший интерес представляют инициируемые государством проекты, которые направлены на решение актуальных общественных задач социально-экономического развития и тем самым выступают гарантами импульсов к развитию широкого круга производств, в том числе и комплекса строительной промышленности.

Читайте так же:
Плиты цементные для ванной

Снятие излишних административных барьеров в отрасли строительства является одной из приоритетных задач Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России). На фоне неблагоприятной экономической ситуации отсутствие целостного подхода к техническому регулированию в строительной отрасли усугубляется разрозненностью процедур управления на уровне субъектов Российской Федерации, при этом на государственном уровне, говоря о снятии излишних административных барьеров, подразумевают не сокращение существующих на данный момент административных процедур, а их оптимизацию.

Для решения сложившихся проблем в отрасли Минрегионом России утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г. Итогом реализации данной стратегии ее разработчики видят создание к 2020 году на территории Российской Федерации производства современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, развитие машиностроительной базы по изготовлению оборудования для организаций отрасли, а также повышение доли предприятий, внедряющих новые технологии [4].

Для повышения индустриализации строительства необходимо создание особого механизма, который возьмет на себя роль демпфера при аккумулировании массовых ресурсов и их подготовке к конечному использованию при осуществлении строительно-монтажных работ [1]. И в качестве такого демпфера выступает промышленность строительных материалов, от которой зависят сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и само качество строительства. Подтверждением этого выступают как положительный исторический опыт послевоенного восстановления Европы, так и современные процессы в странах ЮВА и Китае. Если в 2000 г. на развитие производственного потенциала строительных организаций израсходовано в 7,72 раза больше средств, чем в промышленность строительных материалов, то в 2010 году разрыв сократился до 2,9 раз, а в 2013 г. – до 2,5 раз.

Необходимо усиление государственного присутствия в цементной отрасли как подотрасли промышленности строительных материалов. Хотя эта отрасль реже попадает в фокус внимания, чем, к примеру, энергетика, металлургия, машиностроение, ее экономическое значение больше, чем может показаться непрофессионалам. Цемент является одним из самых употребляемых после воды ресурсов на земле.

Стремительный рост цен на цемент, как ключевой строительный материал, как одна из ключевых проблем отрасли, напрямую влияет на рост цен на виды строительной продукции, включая жилье. Ситуация усугубляется также и тем, что в России в производстве цемента складывается монополистический рынок, например холдингу «Евроцемент групп» только в Центральном федеральном округе принадлежит 6 из 11 цементных заводов.

Только усиление государственного присутствия в решении ключевых проблем цементной отрасли обеспечит приоритет в ее развитии.

Не вызывает сомнения тот факт, что основой промышленности строительных материалов является цементная промышленность, которая имеет ключевое значение для экономического развития экономики в целом, так как является производителем основного вида строительного материала для жилищного, промышленного строительства и для строительства объектов инфраструктуры. Дальнейшее развитие «сухого» способа как наиболее интересного с точки зрения экономики и экологии способа производства цемента в России будет зависеть от таких обстоятельств, как развитие конкуренции на рынке, состояние оборудования и самое главное – от того, какую позицию займет государство. Разумное сочетание карающих и поощряющих методов, используемых государством, должно подтолкнуть производителей цемента к строительству новых «сухих» заводов и постепенному выводу «мокрых» производств из эксплуатации.

В свое время цементная промышленность Советского Союза занимала лидирующие позиции в мире по объемам производства. Распад Советского союза разрушил систему государственного управления. Переход господствующих позиций в отрасли в руки частного капитала, частных коммерческих интересов не смог достаточным образом удовлетворить потребности страны в цементе. Необходимость возврата государственного присутствия в отрасли цементной промышленности обусловлена оформившейся в последние десятилетия острой проблемой развития и модернизации российского производства, в том числе цементной отрасли. Только энергичная государственная промышленная политика применительно к цементной промышленности способна обеспечить перераспределение финансовых потоков в экономике в пользу приоритетных для нашей страны отраслей и проектов и сделать инвестиции в модернизацию российского производства наиболее выгодной сферой приложения капиталов – за счет мер налоговой, кредитной политики, участия государства в финансировании ключевых проектов и т.д.

Можно сделать вывод о том, что, во-первых, разработанная государством стратегия в области развития промышленности строительных материалов нацелена на создание качественно нового уровня в развитии отрасли с учетом изменений, происходящих на современном этапе развития отрасли с учетом процесса интеграции государств. Государство стремится сделать качественный шаг в развитии как самой отрасли (удовлетворение потребностей региональных рынков в строительных материалах, развитие привлекательности отрасли для инвестиционного капитала, повышение инновационного уровня, производительности труда), так и смежных секторов экономики.

Во-вторых, государственное присутствие в промышленности строительных материалов призвано обеспечить поддержку предприятиям – производителям цемента в планировании и выступать гарантом наличия минимального уровня заказов, обеспечивающих рентабельность производства для развития. А такое взаимодействие государства и участников промышленности строительных материалов не противоречит законам рынка, но приносит пользу и бизнесу, и государству.

Рецензенты:

Давтян М.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика предприятия и предпринимательство», декан экономического факультета, Российский университет дружбы народов, г. Москва;

Чаплюк В.З., д.э.н., профессор, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит и статистика», Российский университет дружбы народов, г. Москва.

Читайте так же:
Как приготовить цементный раствор марки 100

«Себряковцемент». Модернизация – фундамент для обеспечения процесса развития

Продукция «Себряковцемента» давно стала брендом, которому доверяют. Крупнейшее в Волгоградской области предприятие по праву считается флагманом отечественной цементной отрасли. В 2020 году завод отметит 67 лет со дня основания, и сегодня он по-прежнему один из лучших в стране. АО «Себряковцемент» стремительно идет вперед, обновляясь, увеличивая потенциал и подтверждая свое лидерство.

Победитель

Себряковский цементный завод, введенный в строй в г. Михайловке в 1953 году, имел стратегическое значение. Он должен был обеспечить цементом возрождающийся из руин Сталинград, строительство Волго-Донского судоходного канала, каскада ГЭС на Волге и других важнейших объектов страны.

Коллектив с самого начала стал победителем, который добивался впечатляющих результатов, показывая пример другим. В 1966 году ему вручили орден Ленина. На Себряковском цементном достигли самой высокой в отрасли производительности труда. Завод стал опытно-показательным предприятием, опорным пунктом стран СЭВ. Долгие годы в СССР на его базе успешно работала Всесоюзная школа передового опыта.

Огромный вклад в развитие Себряковского цементного завода внес его директор Марк Моисеевич Смехов. Девятнадцать лет он стоял во главе предприятия, вывел его на передовые позиции, сделал лучшим в отрасли. И многие замыслы первого руководителя воплотились в реальность.

Себряковцы запускали новые технологические линии, ставили рекорды, получали награды. Профессионалы завода всегда шли в ногу со временем, были готовы к экспериментам, не боялись внедрять новое. Например, в 80-е годы здесь впервые в отрасли построили и запустили технологическую линию № 8, которая работала по энергосберегающему «полусухому» способу производства цемента.

Сегодня АО «Себряковцемент» – один из крупнейших производителей цемента в России, его продукт неизменно отличает высокое качество. Завод в числе ведущих по объему выпускаемой продукции и уровню производительности труда.

Себряковский цемент стабильно востребован там, где строят экономически важные для страны объекты. Он лежит в основании Волжской ГЭС, комплекса на Мамаевом кургане и скульптуры Родины-матери, заводов «Атоммаш» и «КАМАЗ», его использовали при строительстве посадочной полосы для космического корабля «Буран» и Останкинской телебашни.

Кроме того, «Себряковцемент» сыграл значимую роль в масштабном строительстве объектов к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году, чемпионату мира-2018 по футболу.

Курс на модернизацию

В 90-годы «Себряковцемент» вместе с большинством заводов отрасли вплотную подошел к максимуму технической нагрузки при большом физическом износе оборудования.

Назрела пора кардинальных мер, требовалось обновление технического потенциала завода, и руководством было принято стратегически важное решение. «Себряковцемент» и в новом столетии стал первопроходцем, приступив к техническому перевооружению.

В 2002 году команда главных специалистов «Себряковцемента» разработала поэтапную широкомасштабную программу технического переоснащения и модернизации предприятия. За основу были взяты передовые энергосберегающие, экологически безопасные технологии.

В 2005 году завод подписал контракт на сооружение установки помола цемента с датской компанией FLSmidth, одной из лучших в области внедрения новых технологий. После двух лет напряженного труда на предприятии ввели в эксплуатацию цементную мельницу №13 – самую мощную в России. Сейчас она вырабатывает 135 тонн цемента в час. Агрегат оснащен современными рукавными фильтрами, которые обеспечивают соответствие евростандарту пылеочистки.

Стоит отметить, что на первом этапе программы, в 2002-2008 годах, был реализован целый ряд природоохранных мер. На заводе произвели замену электрофильтров за печами обжига клинкера, реконструировали системы аспирации цементных мельниц, упаковочные отделения, силосное хозяйство и т.д. Это позволило оптимизировать условия труда в цехах, заметно улучшить экологическую обстановку в городе.

Новая точка отсчета

После запуска высокопроизводительной цементной мельницы завод целенаправленно шел по пути модернизации.

В течение двух лет себряковцы совместно с партнерами – компанией FLSmidth – работали над реконструкцией вращающейся печи № 5 по ее переходу на энергосберегающий, «сухой» способ производства цемента.

И в сентябре 2013 года, к 60-летию предприятия, в торжественной обстановке печь ввели в эксплуатацию. Это позволило увеличить производительность 5-й технологической линии в 2,3 раза, одновременно снизить удельный расход газа в 1,7 раза, вывести из работы 5 старых «мокрых» печей, построенных более полувека назад. Заводчане назвали ее «линией мечты».

Печь № 5 производит 3 575 тонн клинкера в сутки по энергосберегающей сухой технологии. Ее запуск стал судьбоносным событием для завода, новой точкой отсчета в его истории. Не снижая объемов производства, на заводе выполнили реконструкцию печи № 7.

– Вместе с датчанами мы в течение нескольких лет реализовали важнейшие проекты технического перевооружения завода, – подводит итог генеральный директор АО «Себряковцемент» Сергей Рогачев. – Знаковым для предприятия стал и 2019 год. Мы завершили строительство и пустили в эксплуатацию еще одну печь, которая производит клинкер по энергосберегающему «сухому» способу. Таким образом, энергозатратная технология осталась в прошлом.

Сегодня завод работает с максимальной эффективностью, выпускает продукцию по мировым стандартам качества. И продолжает свое обновление. Ведь философия этого предприятия в том, что модернизация производства – процесс непрерывный, который служит фундаментом для обеспечения процесса развития.

Масштабные планы

На повестке дня «Себряковцемента» – новые производственные планы. Задача – полностью завершить перевооружение.

Читайте так же:
Сухая смесь цементная прочность сцепления при отрыве

– Для того чтобы приступить к третьему этапу развития завода, нам необходимы серьезные средства, – отмечает Сергей Рогачев. – Заработав, пустим их на развитие, по такой схеме действовали всегда.

В 2019 году подписаны контракты с FLSmidth на разработку инжиниринга по реконструкции печи № 8 и строительству новой цементной мельницы №14, которая заменит несколько устаревших.

По словам руководителя, предстоит построить еще одно завалочное отделение – после реконструкции 8-й печи оно сможет снабжать сырьем все три технологические линии.

Планируются обновление парка помольных мощностей, строительство закрытого склада клинкера, нового блока цементных силосов, расширение склада добавок.

– Реализация этих замыслов обеспечит будущее завода на долгие годы, – уверен генеральный директор АО «Себряковцемент» Сергей Рогачев.

Себряковский цемент стабильно востребован там, где строят экономически важные для страны объекты. Он лежит в основании Волжской ГЭС, комплекса на Мамаевом кургане и скульптуры Родины-матери, заводов «Атоммаш» и «КАМАЗ», его использовали, строя посадочную полосу для космического корабля «Буран» и Останкинскую телебашню. Кроме того, «Себряковцемент» сыграл значимую роль в масштабном строительстве объектов к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году, чемпионату мира-2018 по футболу.

На благо региона

Высокая конкурентоспособность предприятия – заслуга профессионального коллектива. Современные технологии, внедряемые на «Себряковцементе», требуют от специалистов новых знаний и умений. На заводе заботятся о новой смене, приглашая лучших выпускников профильных вузов.

АО «Себряковцемент» – социально ориентированная компания. Для себряковцев всегда было важным активно участвовать в жизни родного города.

Высокая внутренняя культура завода формирует ответственное отношение эффективного бизнеса к программам развития региона.

В копилке предприятия – множество наград. Его работа не раз отмечалась Всероссийской экономической премией «Лидеры экономики России», завод уже несколько лет входит в «Элиту строительного комплекса России», имеет поощрения за свою успешную природоохранную деятельность.

Меры господдержки цементной отрасли

На cегoдня рoccийcкая прoмышленнocть cтрoительных материалoв включает 23 пoдoтраcли, oбъединяющие oкoлo 10 тыc. предприятий, из кoтoрых 2,25 тыc. — крупных и cредних c oбщей чиcленнocтью рабoтникoв oкoло 720 тыc. человек. Промышленноcть cтроительных материалов являетcя одной из наиболее топливо- и энергоемких (cвыше 20% в cтруктуре затрат), а также грузоемких отраcлей народного хозяйства.

Отрасль производства стройматериалов и изделий потребляет до 50% общего объема добываемых твердых полезных ископаемых, включающих более 20 видов минерального сырья, и относится к крупнейшим горнодобывающим отраслям. Объем горных работ в отрасли превосходит объем аналогичных работ в черной и цветной металлургии.

Среди достижений отрасли последних лет следует отметить:

— увеличение мощности цементной отрасли с 67,8 млн т на начало 2005 г. до 78,1 млн т в 2008 г., что превышает потребности страны в цементе (60,8 млн т в 2008 г.);
— принятие всеми предприятиями европейского стандарта качества при производстве цемента;
— благоприятная конъюнктура для введения новых мощностей и усиления производственного потенциала отрасли, обусловленная увеличением значимости национальных проектов по ускорению темпов ввода жилья, введения инфраструктурных проектов и всплеска потребления;
— повышение инвестиционной привлекательности, создавшее условия для начала модернизации устаревшего оборудования существующих предприятий и расширения их мощностей, а также для строительства новых современных цементных заводов. За 2006 — 2007 гг. проведено свыше 30 аукционов по продаже месторождений цементного сырья. Инвесторы объявили о более чем 40 инвестиционных проектах на общую сумму 600 млрд руб.

Новые производственные линии и заводы общей мощностью 15 млн т/год реализуют в настоящее время: ЗАО «Евроцемент Групп» («Подгоренский цементник», Воронежская область, мощность 2,4 млн т/год), ЗАО «Интеко» (Верхнебаканский цементный завод, Краснодарский край, 2,3 млн т/год), ООО «Сибцемент» («Красноярский цемент», 1,3 млн т), УК «РАТМ Холдинг» («Искитимцемент», Новосибирская область, 1,3 млн т), ЗАО «БазэлЦемент» («Серебрянский цемент», Рязанская область, 1,8 млн т), ОАО «Группа ЛСР» (ООО «Цемент», Ленинградская область, 1,85 млн т), а также проекты Южноуральской горно-перерабатывающей компании (Оренбургская область, 2,6 млн т), ООО «Азия-Цемент» (Пензенская область, 1,8 млн т) и ОАО «Сода» (Башкирия, 1,6 млн т).

По данным Росстата, из-за нарастания кризисных явлений в IV квартале 2008 г. объемы производства отдельных строительных материалов снизились по сравнению с 2007 г. на 2 — 4% (известь, бетон и сборный железобетон), цемента — на 11,6%. Производство остальных стройматериалов показало в целом за год положительную динамику.

Финансовый и ипотечный кризис на зарубежных рынках цемента привел к вытеснению российских производителей импортом, при этом его общий объем в 2008 г. составил 7,5 млн т (в 3,3 раза больше, чем в 2007-м). Импорт вытеснил существенную часть российских производителей, и его доля в потреблении РФ увеличилась с 4% до 12%, соответственно, а доля отечественных заводов снизилась с 96% до 88%. Экономические потери страны от роста импорта цемента составили почти 40 млрд руб.

Производство цемента в Российской Федерации сократилось до 53,6 млн т ( — 11%, или — 6,4 тыс. т к 2007 г.), а отгрузка продукции цементными заводами внутри страны уменьшилась до 53,3 млн т ( — 8%, или — 4,7 млн т к 2007 г.).

Читайте так же:
Водостойкая пропитка для кирпича бетона

С ноября прошлого года произошло резкое ухудшение ситуации на производственных предприятиях, связанное с неплатежеспособностью покупателей продукции и высоким уровнем налогов и недоступностью кредитов в банках.

Кредитные организации больше не рассматривают проекты по инвестированию в отрасль, а если и рассматривают, то условия кредитования для компаний зачастую становятся неподъемными. Под обязательства с заниженной до 50 — 70% залоговой стоимостью банки предоставляют средства на 2 — 3 года с нижней ставкой от 18%. При этом сроки окупаемости реализуемых инвестиционных программ технологической модернизации существующих производственных мощностей — их перевод на «сухой» способ производства — возрастают до 10 — 12 лет.

В январе — феврале 2009 г. кризисные явления на рынке продолжились, и потребление в России цемента составило 4026 тыс. т ( — 42% или -2923 тыс. т к 2008 г.), а производство — 4073 тыс. т ( — 38% или 2554 тыс. т к 1640 тыс. т).

В целом в 2009 г. ожидаются:

— потребление цемента на уровне 36 млн т ( — 41% к 2008 г.);
— производство цемента — 38 млн т ( — 30%). Загрузка мощностей составит 62 — 66%;
— существенное усиление внутриотраслевой конкуренции (профицит мощностей составит более 42 млн т) и общее снижение цен на рынке;
— потеря свыше 15 тыс. рабочих мест на предприятиях отрасли;
— увеличение теневых посредников и количества спекулятивных сделок;
— формирование предпосылок для долгосрочных негативных последствий;
— падение темпов развития и стагнация отечественной цементной промышленности;
— убыточность до 80% российских предприятий.

Динамика развития отдельных отраслей промышленности России в январе — апреле 2009 г., % к январю — апрелю 2008 г.

По итогам первых четырех месяцев 2009 г. можно отметить, что в цементной отрасли наблюдаются следующие результаты:

достигнут эффект импортозамещения. По итогам четырех месяцев 2009 г., по сравнению с январем — апрелем 2008 г. объем ввозимого цемента снизился на 89,4% и составил 231,4 тыс. т. Импорт клинкера в январе — апреле 2009 г. составил 108,7 тыс. т, что на 44,8% меньше, чем в январе — апреле 2008-го. Доля импортного цемента на внутреннем рынке уменьшилась с 11,8% в январе — апреле 2008 г. до 2,3% в январе-апреле 2009 г.

Восстановлен экспортный потенциал отрасли. Объем экспорта цемента в январе — апреле 2009 г. увеличился на 131% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го и составил 337 тыс. т. Доля экспорта в объеме внутреннего производства за рассматриваемый период сократилась на 3,2%. Наращен достаточный объем мощностей по выпуску цемента, позволяющий в среднесрочной перспективе полностью покрыть в нем потребности экономики России.

Динамика производства отдельных видов строительных материалов в январе — апреле 2009 г., % к январю — апрелю 2008 г.

Строительный комплекс России, равно как и машиностроительный, в большой степени определяет состояние производственного потенциала государства. В силу вовлеченности в производство материалов и продукции национальной экономики (цемента, бетона, металлов, асфальта и проч.), загрузки смежных секторов, в частности, автомобильного и железнодорожного транспорта он обеспечивает высокий кумулятивный эффект, что, в свою очередь, влияет на стабилизацию ведущих отраслей экономики, а также наполнение потребительского рынка.

Из-за технологической отсталости отечественная цементная промышленность во многом остается неконкурентоспособной — износ оборудования на предприятиях отрасли составляет 80%, а российские производители используют энергозатратный «мокрый» способ производства. Положительная тенденция в приросте производственных мощностей по выпуску цемента наметилась только с 2006 г.

В условиях потери инвестиционной привлекательности, достигнутой в 2005 — 2007 гг., и при отсутствии временных перспектив развития науки и технологий в области цементного производства во время острого спада всей промышленности необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных с законодательным обеспечением технического перевооружения и модернизации предприятий промышленности строительных материалов, принятие которых могло бы стимулировать положительное движение отрасли.

1. В первую очередь, в данный период необходимо усилить роль государства в процессе оптимизации размещения производительных сил. Это позволило бы эффективно управлять ресурсами при распределении адресной поддержки предприятий различных отраслей (государственных гарантий по предоставляемым кредитам и иной финансовой поддержки), а также ускорило бы работу по оптимизации схем территориального планирования и их координации с планами социально-экономического развития.

2. Второй важной мерой господдержки в целях максимальной загрузки предприятий отрасли должны стать «разумный протекционизм», направленный на укрепление конкурентной среды на внутреннем рынке, в т.ч. за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты, а также наращивание экспортного потенциала. Стимулирование экспорта является прямой задачей по сохранению позиций отечественных производителей и по поддержанию мощностей, что, в свою очередь, необходимо для сохранения рабочих мест и социально-экономической стабильности.

В настоящее время экспортная таможенная пошлина на цемент (клинкер) составляет 6,5%. В случае ее отмены совокупный объем экспорта цемента в 2009 г из России может составить до 4 млн т, что принесет в ВВП страны дополнительно в валютной выручке свыше 300 млн долл. при средней цене экспорта в 3041 руб. за 1 т. Стоит отметить, что по качеству отечественный цемент в основном превосходит продукцию зарубежных производителей, о чем свидетельствуют многочисленные лабораторные испытания и сертификации.

Читайте так же:
Второй вид коррозии цементного камня

3. Важно перенести сроки реализации части федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) на 2009 — 2010 гг. В части стимулирования потребления цемента российского производства надо максимально использовать выделяемые бюджетные средства на их финансирование и развитие инфраструктурных, в т.ч. транспортных проектов, а также заключать договоры на приобретение продукции для государственных нужд.

4. Нужно рассмотреть возможность применения дополнительных финансовых механизмов адресной поддержки предприятий отрасли строительных материалов. Они могут быть, например, в виде ускоренной государственной поддержки предприятий при условии модернизации производства на основе применения энергосберегающих технологий и альтернативных топливных источников. Также необходимо субсидировать процентные ставки по кредитам, полученным на техническое перевооружение.

5. Отметим необходимые для отрасли законопроекты:

— об установлении предельных максимальных уровней цен на электрическую энергию (мощность) в свободном секторе рынка (в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»);
— о стимулировании вовлечения в производство строительных материалов отходов и попутных продуктов других отраслей промышленности, в т.ч. путем установления обязательного использования отдельных категорий указанных отходов для их применения в указанной отрасли промышленности.

Цементная отрасль является уникальной благодаря своим технологиям внедрения и переработки промышленных и бытовых отходов при производстве основного продукта.

Применение отходов не только позволяет снизить потребление природного газа и электроэнергии в отрасли. Например, использование топливосодержащих отходов является весьма перспективным направлением по снижению техногенной нагрузки от их размещения на окружающую среду, а также по улучшению условий для жизни Установленная в настоящее время плата за размещение отходов производства и потребления не стимулирует отходообразующие предприятия избавляться от них, что приводит к установлению ими высоких цен на данные отходы.

6. Нужно разработать целевые программы по повышению ресурсоэффективности строительства, в т.ч. жилищного фонда, с применением механизмов преференций для предприятий, использующих наиболее эффективные строительные материалы и технологии.

7. Необходимы меры по стимулированию системы коммерческого лизинга технологического оборудования для перевооружения отраслей промышленности строительных материалов, обеспечивающие благоприятные условия для частных капиталовложений в отраслевые коммерческие лизинговые организации.

8. Требуется ввести обеспечительные меры при таможенном оформлении импортируемого оборудования — предоставить предприятиям промышленности строительных материалов обеспечение уплаты таможенных платежей предусмотренными законом способами: залогом имущества, банковской гарантией, денежными средствами и поручительством.

9. Важно увеличить размер амортизационной премии по оборудованию, введенному в 2009 г.. до 40%.

10. Необходимо внести дополнения в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок путем включения в указанный перечень тех НИОКР, которые связаны с цементной промышленностью.

Динамика месячного производства цемента в России, млн т

Правительство РФ утвердило новую госпрограмму «Развитие физической культуры и спорта»

МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Правительство РФ утвердило новую государственную программу «Развитие физической культуры и спорта». Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.

Программа вступит в силу 1 января 2022 года. Согласно документу, к 2030 году предусматривается увеличение количества граждан, систематически занимающихся спортом, до 70%. К числу приоритетных направлений развития относятся вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, к занятию физкультурой и массовым спортом, повышение уровня физической подготовленности граждан страны, повышение доступности спортивных объектов для населения, в том числе на сельских территориях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивной физической культуры и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене.

Основным показателем программы должен стать рост количественных показателей и качественных изменений, происходящих в спорте. Решение задач предусматривается путем эффективного взаимодействия федеральных органов и органов исполнительной власти в субъектах страны. Для решения данных задач предусмотрена реализация проекта «Спорт — норма жизни» федерального проекта «Демография».

Другими задачами программы являются вхождение олимпийской сборной России в тройку лидеров в неофициальном командном зачете, увеличение до 50% доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших на чемпионатах мира и Европы в олимпийских видах спорта. Для этого предусмотрено создание условий, направленных на увеличение количества перспективных спортсменов, совершенствование системы их подготовки, повышение научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки атлетов, развитие антидопинговой системы, а также создание условий для проведения на территории России крупных международных соревнований и обеспечение безопасности при проведении турниров. Решение данных задач обеспечивается посредством реализации федерального проекта «Развитие спорта высших достижений» и комплексом мероприятий «Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса». Также планируется в качестве одного из приоритетных направлений ускоренное социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Программа «Развитие физической культуры и спорта» нацелена на достижение национальной цели развития РФ «Сохранение населения, благополучие и здоровье людей» до 2030 года. Предыдущая редакция программы была рассчитана до 2024 года. Согласно проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы финансирование программы «Развитие физической культуры и спорта» в 2022 году составит 68,306 млрд рублей, в 2023-м бюджет будет сокращен до 49,329 млрд, в 2024-м — до 47,075 млрд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector